Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы определяется активизацией в последнее время новой волны терроризма, появлением большого количества новых террористических организаций, новых способов пропаганды идей терроризма, террористических актов против мира и безопасности человечества, принятием в последнее время нормативно-правовых актов, посвященных борьбе с терроризмом.
Терроризм является одной из главных угроз современному миру и безопасности человечества, наносящий несопоставимый ущерб, как политический и экономический, так и физический, и моральный. К сожалению, Россия стала одной из основных мишеней террористов. Последние годы характеризуются стабильным ростом числа преступлений террористического характера.
Терроризм и его внешние проявления в деятельности террористов и в его необычайных последствиях представляют собой особую опасность для людей, их будущего, для дальнейшего существования цивилизованного человеческого общества, в том числе в Северной Африке (Тунис, Ливия, Египет и др.), на Ближнем и Среднем Востоке (Ирак, Сирия, Йемен, Афганистан, Турция) и в ряде других государств, в том числе в Европе (Югославия-Косово, Хорватия, Сербия, Босния и
3
Герцеговина, Украина) и США. Последняя пострадала от собственных недальновидных действий, в результате которых она создавала, обучала, вооружала и финансировала наиболее известные террористические группировки (Аль-Каида, ИГИЛ, и другие родственные им происламские формирования, преступные сообщества террористов) в Европе (Косово, Украина и др.) и в России (Северный Кавказ, Татарстан, Башкортостан).
Глава 1. Современный терроризм, его мотивы и объективные причины
1.1.Понятие и направленность международного терроризма
Международный терроризм - специфическая форма терроризма. Терроризм в свою очередь это политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror - страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение». Терроризм в том числе и международный нужно рассматривать, как особую форму проявления экстремистской деятельности т.е. приверженности к крайним взглядам и соответствующим методам действий. Для современного международного и национального (внутригосударственного) терроризма характерна трансформация, т.е. консолидация. На сегодняшний день терроризм не имеет государства, гражданства, пола, расы, языка и иных критериев. Это единое «образование» не обладающее, какими-либо границами .
Терроризм может классифицироваться по сферам проявления. Он может быть политическим, экономическим, социальным, информационным.
Целями нападения политического терроризма зачастую становятся символы государства. В политически развитом обществе намного легче и эффективнее воздействовать на политическую сферу, чем в обществе, политически не развитом .
Политический терроризм может классифицироваться, исходя из идеологии, исповедуемой террористами. Терроризм по этому принципу обычно подразделяют на: правый; левый; националистический; религиозный.
Левый терроризм - терроризм, используемый леворадикальными организациями. Волна леворадикального терроризма в Западной Европе, США, Латинской Америке и Японии поднялась в конце 1960-х - начале 1970-х гг.
Правый терроризм - терроризм, практикуемый неонацистскими, неофашистскими, расистскими группировками. Цель подобных действий - борьба против мигрантов и других иностранцев, а в перспективе - приход к власти националистических или фашистских группировок.
Националистический терроризм выражается в утверждении превосходства определенной нации или расы, направлен на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию представителей иных народов и преследует цель путем устрашения вытеснить другую нацию, избавиться от ее власти.
Религиозный терроризм проявляется в крайней нетерпимости к представителям различных конфессий, либо непримиримом противоборстве в рамках одной конфессии.
В резолюции «О террористической преступной деятельности», принятой восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Был установлен круг проблемных очагов, способствующих образованию и осуществлению террористической деятельности. К числу, которых можно отнеси: негативные последствия миграции (является актуальным для стран ЕС), нехватка доступного жилья, несовершенство системы образования и подготовки кадров, безработица, большой разрыв между самыми богатыми и самыми бедными
4
(т.е. бедность), ослабление семейных и социальных связей, недостатки в области воспитания, маргинализация населения, нехватка объектов культурно-бытового назначения, а так же подрывная деятельность средств массовой информации в виде пропаганды крайних взглядов и идей, влекущих рост насилия, нетерпимости и неравенства.
1.2.Международный терроризм как неоднородное явление
Вторая половина ХХ в. была наполнена острыми социальными противоречиями различного характера - социально-экономическими, политическими, идеологическими, межэтническими и межконфессиональными (и др.), длительное время не находившими либо вовсе не нашедшими своевременного разрешения, нередко имевшими антагонистическую природу, часто характеризовавшимися крайними формами противоборства их участников. Длительная борьба двух противостоящих систем в ходе «холодной войны», противоречивые процессы, связанные с национально-освободительным движением и исламским возрождением, более поздние и остро конфликтогенные тенденции формирования однополюсного мира и глобализации различных сторон жизни человечества - все эти явления продуцируют острые формы борьбы различных социальных субъектов за их несовпадающие интересы как в системе международных, так и внутригосударственных общественных отношений .
Развитая инфраструктура международного терроризма приобрела широкий, многофункциональный характер, обеспечивая приток новых участников в международные террористические организации, их обучение и вооружение, финансовую и материальнотехническую поддержку извне, быстрое перемещение отдельных групп террористов и целых формирований в новые районы террористической деятельности. Ярко выраженный транснациональный характер приобрела, например, в разные годы организация и деятельность таких известных террористических формирований, как «Роте арме фракцион», «Аксьон директ» (и др.), «Японская Красная Армия», ИРА, ЭТА, «Аум-Синрикё», «Братья-мусульмане», «Хезболла», «Хамас», «Аль-Каида», «Аль-Гамаа Аль-Исламия», ФАТХ-РС (организация Абу Нидаля), НФОП, НФОП-ГК и мн. др. Некоторые из указанных террористических организаций сами выступили в качестве организаторов целых террористических «федераций».
Вступление человечества в XXI в. не изменило общей направленности международного терроризма. На фоне уже упомянутых выше процессов в развитии мира и терроризма как негативного социально-политического явления основными стратегическими линиями террористической активности устойчиво продолжают оставаться, во-первых, развитие исламистского, и, во-вторых, - националистического терроризма.
Глава 2. Уровни международно-правового регулирования противодействия международному терроризму
2.1.Международное сотрудничество в рамках Организации Объединенных Наций.
Одним из основных документов, определяющим цели международной уголовной политики в сфере борьбы с терроризмом, является Глобальная контртеррористическая стратегия, принятая 8 сентября 2006 года Генеральной Ассамблеей ООН, где предусмотрен ряд мер, целью которых являются как ограничение условий, способствующих распространению терроризма (напр.,
5
продолжение урегулирования международных и межгосударственных конфликтов), так и обеспечение неотвратимости правосудия для террористов (их арест, осуждение или экстрадиция).
К числу международных конвенций по борьбе с терроризмом относятся: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 года («Токийская конвенция»), затрагивающая вопросы авиационной безопасности; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года («Гаагская конвенция»); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года («Монреальская конвенция»); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 года; Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1988 года, вместе с дополняющим Протоколом 2005 года; Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 года; Международная Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года; Международная Конвенция о борьбе финансированием терроризма 1999 года; Международная Конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года.
Анализ имеющейся правовой базы позволяет сделать вывод о том, что на уровне международной уголовной политики отсутствует единая правовая основа сотрудничества государств в области противодействия терроризму; само же правовое регулирование на этом уровне носит тематический характер, затрагивает лишь отдельные аспекты проблемы терроризма.
Общей чертой в структуре перечисленных международно-правовых актов можно считать наличие определения конкретного преступления. К примеру, статьей 1 Гаагской Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года (далее - Гаагская Конвенция) предусмотрено, что любое лицо на борту воздушного судна, находящегося в полете, которое незаконно, путем насилия, или угрозы применения насилия, или путем любой другой формы запугивания захватывает это воздушное судно, или осуществляет над ним контроль, либо пытается совершить любое такое действие, совершает по смыслу данной Конвенции преступление.
2.2.Международное сотрудничество по противодействию мировому терроризму в рамках иных международных организаций.
Наиболее предметный характер из международно-правовых документов данного уровня имеют принятая в июне 2001 года Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества, а также документы, принятые в ее развитие, такие как Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года. В частности, названные документы в качестве одной из приоритетных целей Шанхайской организации сотрудничества (далее - ШОС), государствами-учредителями которой являются Российская Федерация, Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Киргизская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан, называют поддержание мира и безопасности, признавая терроризм и экстремизм представляющими угрозу международному миру и безопасности ШОС. Элементом, составляющим правовую основу противодействия терроризму на данном уровне в рамках ШОС является, также и Хартия Шанхайской организации сотрудничества, подписанная в июне 2002 года.
6
2.3.Региональное международное сотрудничество по противодействию мировому терроризму
В рамках регионального уровня рассмотрим два самостоятельных и независимых друг от друга подуровня:
А) Международно-правовые нормы Европейского союза.
В рамках данного подуровня в г. Страсбург 27 января 1977 года принята Европейская конвенция о пресечении терроризма (далее - Конвенция (1977 год)) вместе с Протоколом от 15 мая 2003 года, вносящим в нее изменения. Основной целью Конвенции (1977 год) является принятие эффективных мер, направленных на обеспечение неотвратимости уголовного преследования лиц, причастных к совершению террористических актов. Вместе с тем значение данной Конвенции (1977 год) является весьма спорным, ибо по существу она не содержит принципиально новых положений, каким-либо образом конкретизирующих содержание международных конвенций, принятых в рамках глобального уровня уголовной политики.
Критически следует воспринимать статью 8 Конвенции (1977 год). Закрепляя намерения договаривающихся государств оказывать друг другу правовую помощь в связи с рассмотрением уголовных дел о терроризме, данная норма устанавливает и ограничение, заключающееся в том, что правовая помощь может быть не оказана в случаях, когда запрашиваемое государство имеет весомые основания полагать, что запрос направлен с целью уголовного преследования или наказания лица на основании его расы, религии, национальности или политических взглядов.
Между тем не вполне ясным является содержание категорий «религия» и «политические взгляды» в свете изложенных положений Конвенции (1977 год). Так, известно, что в исламском мире наряду с ортодоксальным исламом существует и такое течение, как ваххабизм (самоназвание – салафизм), называемое М. Хассаном «идеологическим источником терроризма», которое официально признано в Саудовской Аравии и Катаре, а также имеет свои доктрины, догмы и обряды. Кроме того, внутри салафитского движения существует особое ответвление - салафизм-такфиризм, чьи последователи не только признают насилие, но и на практике прибегают к нему. Разделяя все убеждения и предрассудки салафизма, такие как буквализм, направленность против культуры и традиционных установок, они трактуют джихад совершенно особым образом не как войну ради законной самозащиты, но как тотальную войну без установленных Кораном запретов. Однако не вызывает сомнения и тот факт, что салафизм является самостоятельной религией, а значит, недопустимым по мнению авторов указанного положения Конвенции (1977 год) является уголовное преследование лиц, ведущих пропаганду идей салафизма-такфиризма как осуществляемое «на основании религии». Таким образом, в этой части Конвенция оставляет за рамками взаимной правовой помощи целый пласт возможностей для уголовного преследования вербовщиков террористических организаций, лишает возможности наладить организованное сотрудничество между государствами Европейского союза, направленное на заявленную в названии Конвенции (1977 год) цель пресечения терроризма.
2.4. Обязательства России по организации противодействия терроризму
Комплекс угроз внутренней безопасности России порожден системным кризисом общества, развившимся с первых лет существования Российской Федерации и имевшим корни еще в
7
советском обществе. Длительное действие кризиса и последующее сохранение многих кризисных явлений в различных областях общественной жизни обусловлено глубокими и многообразными социальными противоречиями, которые накапливались и обострялись годами, не находя адекватного разрешения.
Системный характер комплекса угроз внутренней безопасности России находит выражение в их существовании во всех сферах общественной жизни страны, наличии взаимосвязи между этими угрозами, в общем деструктивном их воздействии на безопасность Российской Федерации при специфическом негативном влиянии каждой из них.
Современные тенденции развития терроризма усиливают его опасность для мира и человечества. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г., № 24, отнесла терроризм в числе ряда других негативных социальных явлений к наиболее серьезным опасностям для жизненно важных интересов личности, общества и государства, а защиту их от терроризма характеризует как важнейшую составляющую национальных интересов России, сравнимую с борьбой с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также с опасностями, возникающими в военное время при ведении военных действий.
Россия также выполняет свои обязанности по вопросам борьбы с терроризмом как внутри страны, так и на международном уровне. Кроме того, изданные нормативные правовые акты соответствуют международным стандартам. Необходимо выделить:
- Федеральные законы от: 4 мая 2006 г. «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания на территории Российской Федерации Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств и Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания на территории Российской Федерации Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств от 21 октября 2003 г.»1; 6 марта 2006 г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму»;
Заключение
Основные выводы по работе следующие.
В юридической литературе звучит тезис о том, что решение проблемы терроризма возможно исключительно путем международного сотрудничества максимально глобального уровня. Между тем сотрудничество в области противодействия терроризму не должно ограничиваться лишь уровнем ООН. Существуют множество форм взаимодействия государств в рамках региональных блоков.
Значение международно-правовых основ противодействия терроризму на уровне международных организаций (в особенности, ШОС) и в рамках СНГ сложно переоценить, поскольку в сотрудничестве на этих уровнях заинтересованы все государства-участники. Очевидна и их заинтересованность в дальнейшем развитии и расширении такого взаимодействия. Международно-правовые нормы данной группы позволяют говорить о нормативном обеспечении устойчивых и вместе с тем интенсивно развивающихся взаимоотношений России с государствами Центральной Азии, Китайской Народной Республики, странами СНГ. Более того, с точки зрения Российской Федерации такая нормативная база отвечает национальным интересам
Показать больше