Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные условия функционирования компаний, динамично изменяющаяся внешняя среда, жесткая конкуренция, изменение потребительских предпочтений и уровня спроса обусловливают периодическое возникновение кризисных ситуаций, в которых руководителям и менеджерам фирм приходится принимать управленческие решения. Чтобы решения оказались правильными нужно владеть определенной методикой разработки пи принятия управленческого решения в кризисной ситуации, да и вообще, понимать в чем специфика данного решения.
1.Модели и методы для анализа внешней и внутренней среды
Система диагностики внешней и внутренний среды и выявления изменений должна быть оптимизирована посредством расширения спектра методов и моделей анализа.
Рекомендовано использовать такие виды анализа:
- PEST-анализ,
- SWOT-анализ,
- анализа динамики развития клиентской базы и эффективности управления ассортимента услуг,
- анализа эффективности процессов управления персоналом,
2
- анализ эффективности управления ресурсами организации.
В рамках проведения анализа внешней среды, руководители структурных подразделений и направлений должны осуществлять:
- анализ развития отрасли,
- выявлять ключевые тенденции и угрозы,
- производить расчет показателей изменения определенных рынков продуктов и услуг,
- формировать прогноз развития конкретного рынка.
2.Источники информации и метода сбора данных
В качестве источников информации компания может использовать:
- отраслевые отчеты,
- официальные данные статистики,
- официальные данные, размещенные на официальных сайтах органов власти и управления,
- открытые данные компаний и корпораций,
- данные научно-публицистических статей авторитетных источников.
К методам сбора данных, наиболее подходящих для реализации данной модели управления изменениями можно отнести:
- методы анализа и синтеза,
- методы дедукции и индукции,
- метод сравнительного анализа,
- метод исторического анализа,
- комплексный и системный подходы,
- методы контант-анализа,
- математические и прогностические модели,
- методы социологических исследований.
В качестве социологических методов рекомендуется использовать метод интервьюирования, экспертных оценок, анкетирования.
3. Рабочая модель системы сбора и анализа информации, принятия решений по корректировке стратегии компании
3
Компании чрезвычайно важно сформировать модель сбора и анализа информации для принятия решений по корректировке стратегии компании. Данная модель будет реализована руководителями направлений и проектных групп на основе:
- анализ рынка и трендов изменения потребительского спроса,
- конкурентный анализ,
- выявление изменений, способных повлиять на развитие организации,
- выявление потребности в генерации новых изменений внутри организации,
- проведение обучение персонала инновациям,
- подбор поставщиков для закупки ресурсов для внедрения инноваций,
- разработка показателей эффективности внедрения инноваций и управления изменениями,
- оценка управления изменениями.
Таким образом, каждый руководитель направления или проектной группы ежемесячно готовит аналитический отчет и готовит обоснованную программу мероприятий для изменения действующей стратегии (если доказано, что корректировка необходимо). Данная программа защищается на общем совещании и затем реализуется.
Оценка эффективности реализации программы оценивается в соответствии с указанными в ней сроками и показателями оценки эффективности.
Процесс разработки и принятия решений и их корректировки в условиях нестабильности должен состоять из следующих этапов:
1. Разработка системы мер (в соответствии с целью и ситуацией) по предупреждению кризиса или выводу фирмы из кризисной ситуации.
2. Сбор исходной информации о ситуации в организации, т. е. анализ документов (отчеты, планы, переписка) различных структурных подразделений фирмы. Анализ хозяйственной деятельности позволяет выявить слабые места, требующие доработки в целях повышения потенциала развития организации .
3. Морфологический анализ внешней и внутренней обстановки, исследование случайных и закономерных тенденций, угроз и возможностей развития, преимуществ и критических факторов.
4. Поиск вариантов избежания кризиса (если есть вероятность его наступления), смягчения или путей вывода организации из кризисной ситуации. Этот этап предполагает определение пути дальнейшего развития.
5. Контроль за протекающими процессами без вмешательства в них и получение поддержки государства или региона. В дальнейшем изменившаяся ситуация на рынке может позволить вновь вернуться к проблеме вывода организации из кризисной ситуации – в этом случае рассматривают два следующих варианта развития (этапы 6 и 7).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Коротков Э.М. Антикризисное управление. Учебник. 2008
Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М., 1999.
Кретов В.С. Экспертная система поддержки принятия решения в кризисных ситуациях// Теория и практика управления. 2009, №3. С.41
Технология разработки управленческих решений в кризисных ситуациях //http://www.antikrizisno.ru/?p=212
Управление изменениями. Лекционный материал MBA. (Учебный модуль 13).