Фрагмент для ознакомления
2
Проблемы правового регулирования деятельности органов местного самоуправления на современном этапе
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы устройства местного самоуправления непосредственно затрагивают каждого человека, так как оно является наиболее близкой к нему властью, решающей повседневные и бытовые проблемы. От того насколько качественно и эффективно решаются вопросы местного значения зависит качество жизни населения.
Конструирование необходимого муниципального механизма задача не из легких в связи с многоаспектностью местных проблем, связанных с человеческим и финансовым факторами. Об этом свидетельствует и современный опыт реформирования российского местного самоуправления, начатое еще в 1991 году, но полномасштабно развернувшееся в 1995 году, а затем в 2003 году. В этом заключается актуальность темы реферата.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с основами конституционного строя Российской Федерации.
Предметом исследования являются правовые акты, регулирующие конституционные основы местного самоуправления.
Цель работы заключается в том, чтобы раскрыть конституционные принципы организации местного самоуправления, их достоинства и недостатки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу отношений;
- определить систему территориальной организации и управления муниципальным образованием;
- показать роль финансово-экономической базы в решение задач местного значения.
Работа опирается, прежде всего, на правовые акты (Конституцию РФ, Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, другие законы), судебную практику Конституционного Суда РФ. Вместе с тем, эффективность анализа перечисленных документов была бы неполной без использования научных исследований таких авторов, как Ю.В. Агибалов, А.А. Акмалова, В.И. Васильев, А.К. Захаров, Н.Г. Иванова, Т.Н. Михеева, Р.И. Седельникова, М.В. Цепа, В.С. Четвериков, Л.Т. Чихладзе, Е.С. Шугрина.
В процессе работы применялись методы анализа (изучение отдельных элементов предмета исследования), синтеза (обобщение изученных элементов), сравнения.
Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка источников и литературы.
1. Характеристика правовых источников
В ходе разработки Конституции РФ, раздел, посвященный местному самоуправлению, оказался самым дискуссионным. Большинство ученых (например, В.И. Васильев, А.А. Клишас, В.В. Еремян и др.) проектов ратовали за глубокую детализацию этих норм с достаточными конституционными гарантиями, поскольку данный институт в российских условиях утверждался не «снизу», а «сверху» . Дело в том, что в советский период истории местное управление являлось составной частью централизованной системы государственной власти.
Существующая в России сегодня модель основывается на принципе функционально децентрализованной публичной власти. Это выражено в передаче государством прав и средств на возможности автономного принятия управленческих решений.
Базовые формулировки сущности местного самоуправления содержится в ст. ст. 3, 12, п. «н» ч. 1 ст. 72 и главе 8 Конституции РФ , смысл которых в том, что оно является одной из форм осуществления народом своей власти и, следовательно, является одним из важных элементов конституционного строя. Его особенность заключается также в том, что это специфическая форма организации публичной власти, осуществляемая непосредственно населением и через органы местного самоуправления.
Публичность муниципальной власти подтверждена и Конституционным Судом РФ в 1998 году : местные органы представительной власти не имеют государственной природы, хотя и имеет публичный характер. Например, органы местного самоуправления обязаны решать вопросы местного значения, перечень которых установлен федеральным законодательством и носит императивный характер. Их неисполнение влечет ответственность муниципальных органов управления перед местным населением и государством.
Статья 12 Конституции признает и гарантирует местное самоуправление в России, осуществляющее самостоятельно свои полномочия в рамках установленных законом пределах, и не входит в систему органов государственной власти. В данной формулировке смущение вызывает слово «признает», так как оно не отражает качественную характеристику признания (как, например, в отношении прав и свобод человека и гражданина, признаваемые как высшая ценность). Гарантированность этого правового института создается законодательной базой, обособляющей местное самоуправление от государства, но вписывающей его в единую и, одновременно, компетентностно (полномочно) распределенную систему управления и социально-экономических связей.
Таким образом, полного отделения местного самоуправления от государства нет, оно обособлено в организационном плане, оставаясь интегрированным в государственную систему в целом . Поэтому скрытый смысл ст. 12 Конституции подразумевает сочетание централизованных (функционирование в пределах полномочий) и децентрализованных (организационная самостоятельность) начал.
Важное значение имеет и ст. 72 Конституции, устанавливающая местное самоуправление как сферу совместного ведения Федерации и ее субъектов. Она позволяет создать стройную конструкцию законодательного регулирования этого правового института, когда «центр» устанавливает общие принципы и гарантии, а регионы могут их уточнять, конкретизировать применительно к местной специфике.
В постсоветской России в связи с принятием Конституции РФ 1993 года, дважды предпринимались попытки законодательно конкретизировать правовое регулирование местного самоуправления. В 1995 году был принят профильный закон об общих принципах организации местного самоуправления , замененный в 2003 году новым законом (далее – закон № 131-ФЗ). Структурно закон № 131-ФЗ пытается охватить все стороны жизни муниципальных образований. Он раскрывает принципы местного самоуправления, обозначает, что относится к вопросам местного значения, территориальное устройство, экономическую основу деятельности, систему управления и так далее.
В период его вступления в силу (с учетом того, что ряд правовых норм вводились поэтапно) и до 2018 года было принято 144 редактирующих федеральных законов и два Постановления Конституционного Суда РФ (при том, что закон содержит около 100 действующих статей). Такая активность законодателя объясняется не только потребностью приведения в соответствие правового регулирования с российскими реалиями XXI века, но и ярко выраженной направленностью централизации системы управления .
Правовые нормы, развивающие конституционные основы местного самоуправления содержатся и в других федеральных законах (прежде всего, в кодексах: Бюджетном, Налоговом, Земельном и так далее).
С 1 сентября 1998 года для России стала обязательной с точки зрения правоприменения Европейская хартия местного самоуправления , установившая следующие принципы:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014
2. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 36. – Ст. 4466.
3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 24. – Ст. 2253.
4. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 2. – Ст. 171.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 40. – Ст. 3822.
6. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 35. – Ст. 3506 [Документ утратил силу].
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 № 3-П «По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года “Об органах исполнительной власти в Республике Коми”» // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 4. – Ст. 532.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года “О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области”» // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 50. – Ст. 4943.
9. Агибалов, Ю.В. Практика реализации конституционных основ местного самоуправления в России: «плюсы» и «минусы» / Ю.В. Агибалов // Вестник Воронежского государственного университета. – Серия: экономика и управление. – 2014. - № 1 – С. 34-39.
10. Акмалова, А.А. Доктрина развития местного самоуправления в Российской Федерации как механизм оптимизации законодательной и правоприменительной деятельности / А.А. Акмалова // Конституции и доктрины России современным взглядом: мат-лы всероссийск. научн. конф-ции (2009 год). – М.: Научный эксперт, 2009. – 496 с.
11. Васильев, В.И. Конституционные начала местного самоуправления / В.И. Васильев // Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России): Монография / Под ред. Т.Я. Хабриевой. – М.: Юриспруденция, 2014. – 592 с.
12. Захаров, А.К. Правовая регламентация статуса городского округа / А.К. Захаров // Общество и право. – 2013. - № 3 (45). – С. 75-79.
13. Иванова, Н.Г. Теория бюджетного федерализма и Российская практика / Н.Г. Иванова, М.В. Цепа // Финансы: Теория и Практика. – 2014.- № 4. – С. 54-63.
14. Михеева, Т.Н. Конституционные ориентиры местного самоуправления / Т.Н. Михеева // Марийский юридический вестник. – 2014. - № 11. – С. 13-17.
15. Седельникова, Р.И. Конституционные основы финансовой самостоятельности местного самоуправления / Р.И. Седельникова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2014. - № 4. – С. 196-199.
16. Седельникова, Р.И. Система местного самоуправления в Российской Федерации: конституционные основы организационной и финансовой самостоятельности / Р.И. Седельникова // Сибирский юридический вестник. – 2016. - № 2 (73). –С. 32-37.
17. Уляшкина, И.Е. Конституционно-правовые основы функционирования органов местного самоуправления в России / И.Е. Уляшкина // Таврический научный обозреватель. – 2017. - № 6 (23). – С. 34-42.
18. Четвериков, В.С. Муниципальное право: учебное пособие / В.С. Четвериков – 6-е изд. – М.: РИОР, ИНФРА-М, 2016. – 208 с.
19. Чихладзе, Л.Т. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации / Л.Т. Чихладзе // Вестник Московского университета МВД России. – 2015.- №5. – С. 39-46.
20. Шугрина, Е.С. Муниципальное право: учебник / Е.С. Шугрина. – 5-e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 576 с.
21. Город Тюмень: Официальный портал // http://www.tyumen-city.ru/ekonomika/finansi/