Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Архитектура бизнеса предприятия - это системная основа предприятия, которая базируется на управлении взаимосвязями компонентов бизнеса и ориентирована на достижение его стратегических целей.
Архитектура бизнеса предприятия определяет необходимые аспекты: организационную структуру, структуру каналов продаж и функциональную модель предприятия, документы, используемые в процессе разработки и реализации продуктов.
Архитектура бизнеса, как новое направление исследований, возникла более двадцати лет назад. Причинами ее появления явились:
- неэффективная организация бизнеса;
- сложность ИТ-систем;
- несоответствие ИТ-систем требованиям бизнеса.
Использования архитектурных методологий с точки зрения развития бизнеса необходимо для:
- поддержания конкурентно способности компании;
- улучшения показателей деятельности компании;
- расширения возможностей управления сложными системами, к которым относятся как бизнес в целом, так и его отдельные элементы (система менеджмента качества, процессная модель, портфель проектов, организационная структура и т.д.);
- выравнивания бизнес и ИТ-архитектур;
- повышения степени доверия к ИТ-системам.
Цель работы: изучить архитектуру бизнеса предприятия
Задачи:
- архитектура бизнеса компании;
- бизнес-модели;
- виды процессов компании;
- состав управленческих процессов.
1. Архитектура бизнеса компании
Бизнес - архитектура предприятия (EBA-EnterpriseBusinessArchitecture) - это целевое построение организационной структуры предприятия, увязанное с его миссией, стратегией, бизнес - целями. В ходе построения бизнес - архитектуры определяются необходимые бизнес-процессы, информационные и материальные потоки, а также организационно-штатная структура.
Под бизнес - архитектурой, как правило, понимается целостная организация бизнес-процессов, организационных, культурных и социальных областей деятельности предприятия. Она учитывает профиль предприятия, его цели, варианты реализации. Архитектура бизнес-процессов определяется основными функциями организации и может меняться под влиянием внешней среды.
Бизнес - архитектура предприятия неразрывна, связана с процессом его управления. Под управлением предприятием обычно понимается деятельность компании с учетом изменений в окружающей экономической и социальной среде. Управленческий персонал распределяет финансовые, трудовые и материальные ресурсы для максимально эффективного достижения стратегических целей и задач предприятия.
В ходе разработки бизнес - архитектуры подробно рассматриваются различные модели построения предприятия, соответствующие стратегии его развития. Модели бизнес - архитектуры могут быть разделены на три класса: классические (эталонные), специализированные и специфические.
Классическая или, другими словами, эталонная архитектура предприятия является идеальной моделью построения организации.
Специализированная архитектура - включает в себя модели, ориентированные на предприятия определенных отраслей или определенные фазы производства. В основе специализированных методологических моделей, как правило, лежат исторически сложившиеся алгоритмы управления в данных отраслях (например: банки, химическая промышленность, телекоммуникации).
Специфическая архитектура - так обычно называют исторически сложившуюся на данном предприятии модель бизнес - процессов.
Основу архитектуры предприятия составляет: анализ бизнес событий (BusinessEventAnalysis), декомпозиция функций и процессов (Function/ProcessDecomposition), модель расположения (LocationModel), модель интеграции (IntegrationModel).
Бизнес - архитектура представляется в виде набора бизнес моделей. Бизнес модели - это «набор событий, связанных с бизнесом, в который вовлечены различные функции бизнеса, организационные единицы и активы предприятия».
В настоящее время существуют различные методики описания бизнес - архитектуры предприятия. Например, в работах Джона Захмана выделяются следующие типы бизнес моделей:
Высокоуровневая модель бизнес процессов компании, описывающая основные группы бизнес-процессов. Высокоуровневые бизнес-процессы описывают общую структуру предприятия и, как правило, являются схожими для многих предприятий отрасли.
Динамические модели бизнес-процессов, включающие детализированное описание функционирования компании.
Основу бизнес архитектуры предприятия составляют модели бизнес-процессов. Для их описания в настоящее время используется множество различных типов моделей: функциональные модели, организационные модели, модели процессов/потоков работ, модели данных/ресурсов, модели причинно следственных связей.
В рамках курсов «моделирование бизнес - процессов» как правило, рассматриваются такие инструменты, как декомпозиция функций и процессов; анализ бизнес событий; моделировании местоположения функций и процессов, модель интеграции функций и процессов.
Декомпозиция бизнес-процессов- методика, описания бизнес-процессов в виде последовательной их детализации. Декомпозиция - это процесс создания диаграммы, детализирующей определенный блок и связанные с ним дуги. Результатом ее является описание, которое представляет собой "разламывание" родительского блока на меньшие и более частные функции. Декомпозиция бизнес-процессов обеспечивает их последовательную детализацию, определение границ основных организационных единиц. Декомпозиция позволяет определить вклад каждого из них в цепочку добавленной стоимости.
В ходе проведения декомпозиции бизнес процессов необходимо выполнить следующие шаги:
- определить границы анализа за счет рассмотрения основных функций предприятия;
- выделить ключевые бизнес-процессы;
- выделить дублирующие бизнес-процессы и точки их пересечения.
Анализ бизнес – событий позволяет построить зависимость бизнес-процессов и бизнес - событий, понять какие события, что инициируют. Анализ бизнес - событий позволяет перейти к анализу данных, используемых предприятием.
Модель местоположения описывает географическое расположение выполняющихся бизнес функций. Модель местоположения позволяет провести визуализацию организационных единиц и определение мест выполнения бизнес-процессов.
Модель интеграции определяет связь бизнес-процессов и бизнес - событий.
Бизнес - архитектура предприятия, являясь обязательной и неотъемлемой составляющей любой организации, вместе с тем вполне может существовать без информационных технологий. Но, при этом, имеются также определенные области (например, телекоммуникация), где информационные технологии являются неотъемлемым элементом функционирования предприятия.
В рамках данного курса не ставится цель описать все существующие варианты построения бизнес - архитектуры и моделирования бизнес-процессов. Это направление достаточно широко раскрыто в современной технической литературе.
Наша задача - показать связи (которые строятся в рамках архитектуры предприятия) между ключевыми бизнес-процессами и информационными системами, так как основная цель построения архитектуры предприятия - создать общую картину, включающую в себя все уровни функционирования предприятия.
ИТ - архитектура предприятия или, другими словами, архитектура информационных технологий представляет собой совокупность технических и технологических решений для обеспечения эффективного функционирования бизнес - процессов предприятия в соответствии с правилами и концепциями, определяемыми бизнес - архитектурой.
Архитектура информационных технологий описывает основные информационные системы, их взаимосвязи и включает в себя их принципы развития, совершенствования и поддержки. Таким образом, мы можем говорить о том, что «архитектура является самодостаточной и полной динамической моделью системы».
Архитектура информационных технологий является неотъемлемым элементом архитектуры всего предприятия и зависит от его целей и задач, стратегии развития, сложившейся модели бизнес процессов.
В настоящее время существует множество работ посвященных исключительно архитектуре информационных систем. Следует отметить, что практически во всех существующих методиках - архитектура информационных технологий является производной (частным случаем) архитектуры предприятия в целом, и рассматривать ее отдельно от контекста предприятия не является целесообразным.
Обобщенная ИТ - архитектура должна включать в себя как логические, так и технические компоненты. Логическая архитектура предоставляет высокоуровневое описание миссии предприятия, его функциональных и информационных требований, системных компонентов и информационных потоков между этими компонентами. Техническая архитектура определяет конкретные стандарты и правила, которые будут использоваться для реализации логической архитектуры. Традиционно ИТ - архитектуру предприятия представляют в виде трех взаимосвязанных компонентов:
В ходе разработки архитектуры предприятия создается модель, включающая информацию о его производственных процессах, информационных и материальных потоках, ресурсах и организационных
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Веснин, В.Р. Теория организации и организационного поведения. Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2018. - 291 c.
2. Галимова, Елена Яковлевна Методические Указания По Изучению Курса «Организационное Проектирование (Организационное Развитие Систем Управления)» / Галимова Елена Яковлевна. - Москва: Гостехиздат, 2017. - 969 c.
3. Гончаренко, Л. П. Управление безопасностью / Л.П. Гончаренко, Е.С. Куценко. - М.: КноРус, 2017. - 272 c.
4. Гончарова, Гончарова Н. (под (под П. ред.) Организация деятельности учреждений культуры клубного типа + CD: Уч. пособие / Гончарова Н. Гончарова (под П. ред.) (под. - Москва: Мир, 2017. - 792 c.
5. Дафт, Ричард Организации. Учебник для психологов и экономистов / Ричард Дафт. - М.: Прайм-Еврознак, 2017. - 352 c.
6. Долганова, О. И. Моделирование бизнес-процессов. Учебник и практикум / О.И. Долганова, Е.В. Виноградова, А.М. Лобанова. - М.: Юрайт, 2016. - 290 c.
7. Дресвянников, В.А. УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ / В.А. Дресвянников. - Москва: Мир, 2016. - 344 c.
8. Дубровин, И. А. Организация и планирование производства на предприятиях / И.А. Дубровин. - М.: КолосС, 2018. - 360 c.
9. Дубровин, И.А. Организация производства на предприятии торговли. Учебное пособие (Изд.:2) / И.А. Дубровин. - М.: КноРус, 2016. - 974 c.
10. Згонник, Л.В. Организационное поведение. Учебник / Л.В. Згонник. - М.: Дашков и К°, 2017. - 108 c.
11. Иванова, Т. Ю. Теория организации (+ CD-ROM) / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. - М.: КноРус, 2018. - 432 c.
12. Кожухар, В. М. Практикум по основам научных исследований / В.М. Кожухар. - М.: АСВ, 2017. - 924 c.