Фрагмент для ознакомления
2
Введение Начало знакомства с окружающим миром совпадает с началом бурного роста и развития самого ребенка. В дошкольном возрасте происходит формирование морально-нравственных принципов, развивается самосознание, ребенок учится активно анализировать полученную информацию. В это время резко раздвигаются привычные границы семейного мира, ребенку становится интересна окружающая его действительность, идет закладка основ логического мышления, активно развивается воображение. В дошкольном возрасте ребенок перестает быть просто объектом эмоций близких людей, он начинает сопереживать другим, а познавательная активность формирует первичный образ мира.
1.Беседа как метод ознакомления детей с окружающим миром. Виды, структура, особенности методики.
Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности дошкольника в рамках отдельных дисциплин практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации
3
образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких адекватных форм является беседа. Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты через такой метод, как беседа. Рассмотрим статистику по методам развития ознакомления детей с окружающим миром дошкольников. Занятия и беседы составляют 33,9%. Играм в ДОУ отводится 9,7%. Опытам и экспериментам — 4,8%. Через наблюдения в природе осуществляется 14,5% экологизации. 1,6% занимают выставки. На досуговых занятиях происходит 10,8% обучения. Экскурсии и прогулки используют в 22,6% случаях. Консультационная работа с родителями — 2,2% [5]. Такие методы используют педагоги в работе с дошкольниками в процессе развития познавательного интереса к природе. Каждый из методов развития ознакомления детей с окружающим миром школьников имеет свои особенности и преимущества. Если рассмотреть статистические данные, то можно отметить, что беседам во время занятий в школе и экскурсиям отводят первое место. В системе развития ознакомления детей с окружающим миром воспитания каждый из методов выполняет свою функцию. В том числе отдельные методы служат для постепенного проникновения детей в мир природы. К таким можно отнести детское экспериментирование, ознакомление детей с природой в ходе проведения опытов и другие. Обратимся возможностям использования некоторых методов ознакомления детей с природой в системе экологического образования. Эффективным является использование игровой формы в проведении элементарных опытов. При этом игровая ситуация создается с участием сказочных образов, придуманных самим педагогом (тетушка Погода, дядя Ветер, волшебник-невидимка Воздух, Светлячок, сестрички Капельки и тому подобное).
4
Однако, выбирая для проведения опытов игровую форму, учителя должны помнить, что деятельность детей должна включать поисковые действия и реальные, а не игровые преобразования объектов и явлений природы. Важна роль словесных методов, которые, с одной стороны, позволяют детям выйти за пределы непосредственного восприятия, а с другой – обобщают представления о связях и зависимостях в мире природы, полученные путем наблюдений и опытов. Дети младшего школьного возраста, в частности, могут успешно усваивать экологический материал через обсуждение языково-логических задач, то есть небольших проблемных рассказов экологического содержания.
2.Использование моделей и моделирования в ознакомлении детей с окружающим миром.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, а уже потом и любовь к Отечеству. Рассмотрим использование моделей и моделирования при знакомстве с окружающим миром на примере формирования представления о животных и экологического воспитания дошкольника. «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину». Наиболее успешным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок узнаёт мир с открытым сердцем и душой. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть хорошим человеком, любящим и понимающим природу, будет воспринимать себя как её единой частью, во многом зависит от нас взрослых, которые его окружают.
5
Рассмотрим программу обучения детей: «Модели «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Звери». Цель: учить детей находить существенные признаки конкретного класса животных, их приспособленность к среде обитания, питание, размножение. Пояснение: В экологическом воспитании метод наглядного моделирования разработан Н. Н. Кондратьевой, одним из авторов программы «Детство». Модель – это условное графическое, схематическое изображение объекта, его заместитель, отражающий признаки конкретного класса животных, строение, внешний вид животного, питание, размножение, их приспособленность к среде обитания. Понимание таких взаимосвязей доступно детям 5-7 лет. Моделирующая деятельность – это организация совместной деятельности воспитателя и детей по созданию модели. Заключение
В результате написания работы были сделаны следующие выводы. На современном этапе развития нашего общества одним из центральных направлений дошкольной педагогики становится ознакомление детей с окружающим миром и образование детей. Именно в этот возрастной период особенно важно уделить внимание окружающему миру, так как дошкольное образование – это первоначальная ступень всей воспитательной системы. В дошкольном детстве формируются основы бережного отношения к окружающему миру, складывается их первичное ощущение окружающего мира, закладываются главные представления о природе, это представлено в исследованиях Л.С. Игнаткиной, Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой [11,14]. Этими же авторами подчёркивается, что особая восприимчивость, впечатлительность, эмоциональность, любознательность, открытость и огромный интерес к миру природы у ребёнка дошкольного возраста являются определяющими факторами для начала успешного воспитания в учреждениях дошкольного образования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы 1. Бондаренко Т.М., «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» , «Нева», 2008 2. Булатова Т.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий, используемых в проектной деятельности учащихся // Наука и перспективы. – 2015. – №1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: nip.esrae.ru/6–18 (дата обращения: 26.06.2016). 3. Ведина, Л.В. «Мир природы в калейдоскопе игр». Йошкар-ола, Государственный природный заповедник «Большая Кокшага», Н. А. Рыжова «Коллекция увлечений «, М.Линка- Пресс, 2005. 4. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - М.: ТЦ "Учитель", 2006. - 132 c. 5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 176 c. 6. Грехова Л.И., «В союзе с природой» Учебно методическое пособие. Эколого природоведческие игры и развлечения с детьми. М. ЦГЛ, Ставрополь, 2006 7. Гринько М.Н. Готовность педагогов дошкольного образования к формированию экологической культуры дошкольников / М.Н. Гринько, Е.В. Михеева, Л.С. Самсоненко, Л.Ю. Шавшаева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19964 (дата обращения: 26.06.2016). 8. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни: Методические разработки / М.А. Кондрашова. – Оренбург, 2005. – 116 с. 9. Коробова, М. В. Малыш в мире природы / М.В. Коробова, Р.Ю. Белоусова. - Л.: Просвещение, 2010. - 110 c. 10. Машкова, С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / С.В. Машкова, др.. - М.: Учитель, 2014. - 188 c. 11. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: Гном и Д, 2005. – 128 с.
7
12. Уланова А.А. «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». ОО «Йоча Йук», 2004 13. Хабарова, Т. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников / Т.В. Хабарова, Н.В. Шафигуллина. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 126 c 14. Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 c.