Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Как особая форма общественного сознания философия появилась в Древней Греции в VII – VI вв. до н.э. Там происходит крушение патриарахально-аристократического строя, опиравшегося на религию. Возникла необходимость по новому осмыслить устройство общества, сущность человека и его взаимоотношения с миром.
Философия возникает не только в уединённых размышлениях древних учёных, но и на улицах, площадях, общественных собраниях, в государственных учреждениях, в атмосфере острых политических споров. Сторонники аристократии использовали как доказательство своей правоты религиозные мифы, объяснявшие господство знати её божественным происхождением. Сторонники демократии вынуждены были разрабатывать свои, рациональные доводы.
Первые философы, будучи одновременно учеными, пытались построить новую, отличную от мифологической, картину мира. Если миф был основан на вере, и за всеми явлениями в природе и повседневной жизни греку виделась воля богов, то первые мудрецы Греции искали основы мироздания в самом мироздании, а не за его пределами (на горе Олимп), так в античной философии актуализировалась проблема начала всего сущего (по-гречески архэ).
Именно решение данной проблемы позволило сформироваться в зачаточном виде таким направлениям философской мысли, как материализм, диалектика, натурфилософия. Стихийно-материалистические воззрения милетцев содержали первые представления о бытии, которое отождествлялось с неким природным первоначалом – первовеществом.
Стоит отметить, что в подобной проблематике проявляется основная черта философского мышления – универсализм.
Глава 1 Возникновение философии в Древней Греции
Философия как особая форма мировоззрения складывается примерно в VII-VI веках до нашей эры, хотя процесс ее формирования шел значительно дольше (примерно до 2 века до нашей эры). И данный отрезок мировой истории получил название «осевого времени». Данный термин ввел в широкий научный оборот немецкий философ и ученый-психиатр Карл Ясперс.
Хотя, в целом, философия в каждой из названных стран формируется независимо от других, что подтверждается различиями между учениями греческих, индийских и китайских философов, в ряде основных философских идей можно проследить определенное сходство. Так, например, греческий «логос» как единый мировой закон, упорядочивающий мироздание, напоминает китайское «дао». Идея переселения душ, являющаяся одной из ключевых в индийской философии и называемая реинкарнацией, была характерна и для ряда древнегреческих философов (Пифагор, Платон), обозначаемая словом «метемпсихоз».
С одной стороны, такие совпадения можно объяснить единством мышления всего человечества, основные моменты которого не изменяются под воздействием особенностей места проживания, климатических условий, специфики культуры, то есть всего того, что определяет этническое своеобразие. Ведь и греки, и китайцы, и индийцы, пытались обосновать собственное существование, найти мировоззренческие опоры с целью формирования чувства стабильности и укорененности в мире. Только пути поиска и его результаты были различны, так как на них накладывали отпечаток этнические различия.
Если грекам была большая опора на разум, то для индийцев была характерна тяга к сверхприродному, опора на интуицию, мистицизм, веру, медитацию, установление связи с иными мирами, то есть. Другими словами, европейская философия по преимуществу формировалась как рационалистическая, а восточная философия – как иррационалистическая. Хотя между западом и востоком поддерживались определенные связи, что выражалось, например в том, что известные греческие философы обучались в странах Востока. Так к восточной мудрости «прикоснулись» Пифагор, Гераклит, Платон и ряд других философов и ученых Древней Греции.
Итак, мы ответили на вопросы, где и когда возникает философия. Теперь рассмотрим основные предпосылки ее возникновения, которым мы отнесем особенности духовной жизни в названных странах, условия политической жизни и особенности экономического развития. Для этого обратимся к мнению отечественного специалиста в области истории философии А.Н. Чанышева.
Говоря о духовных предпосылках возникновения философии, необходимо определиться, что служило ядром мировоззрения Древних греков до формирования философии. Таким ядром служил миф, другими словами мифология являлась исторически первым типом мировоззрения, для которого были характерны образность, антропоморфизм, художественность выражения и эстетизм, целостность и нерасчлененность, персонификация природных сил и различных аспектов мироздания. Мифы, это не просто интересные повествования о богах и героях, мифы служили нашим предкам формой осмысления мироздания и фундаментом картины мира.
Специфика мифологического сознания состоит в его целостности, синкретичности, образности и порой эмоциональности. Оно не предполагает аналитического мышления, о чем свидетельствует происхождение слова «миф». Так, древние греки (прародители европейской философии и науки) отличали слово как миф, характеризующейся синкретичностью и иррациональностью от слова как логоса, основанного на аналитическом мышлении. По утверждению отечественного исследователя А.А. Тахо-Годи, понятие «миф» «выражает обобщенно-смысловую наполненность слова в его целостности» [3, с. 8]. Таким образом, этимология термина «миф» свидетельствует о его понимании как особой синкретичной формы мировосприятия, основанной скорее на чувственности и сверхчувственности, чем на разуме. Миф предполагает веру в реальность существования его героев и описываемых в нем событий.
Мифы были органично вкраплены в обыденное мышление наших предков, персонифицированные природные силы были неотъемлемой частью повседневности древних славян, греков, индусов, кельтов и других народов. Так, совершение обрядовых магических действий, направленных на повышение плодородия земли, являлось для славян обычной рутинной практикой, типизированной формой деятельности, общепринятой в славянском социуме и передаваемой от поколения к поколению в виде традиции. Мифология играла роль механизма поддержания символического универсума, посредством которого в сознании древних славян, греков, индусов и остальных народов происходила легитимация (оправдание) существующего миропорядка и сложившегося в повседневной жизни положения дел. Так, неизбежность судьбы для любого человека, независимо от его физических и духовных качеств, а также социального положения, была легитимирована греками в мифическом понятии рока, довлеющего даже над богами и героями. Благодаря мифу наши предки идентифицировали себя, то есть определяли свое место как в физическом пространстве, так и в историческом времени.
Формированию философии способствовали следующие социокультурные факторы: демократический характер жизни полисов, снижение роли аристократии, развитие культуры, накопление уровня благ, достаточного для того, чтобы отдельные представители занялись интеллектуальным трудом, не направленным на производство материальных благ, расширение кругозора за счет путешествий, основания колоний и общения с другими народами. Первой ключевой проблемой философии, с которой она и началась, является проблема первоначала (первовещества), которое в картине мира древних греков постепенно стало вытеснять богов-олимпийцев, взяв на себя их роль фундамента бытия.
Глава 2 Предмет философии. Ее отличие от науки и религии
Сходство философии и религии проявляется в следующем:
1. философия и религия выступают типами мировоззрения;
2. философия, как и религия может служить духовной опорой для личности, основанием веры в определенные мировоззренческие идеи и принципы;
3. философия и религия содержат ответы на универсальные мировоззренческие вопросы о сущности бытия, смысле жизни и смерти, нравственности и т.п.
Отличие философии от религии проявляются в следующем:
1. Религия, в отличие от философии (за некоторыми исключениями) основана на вере в сверхъестественное, в нравственный, часто персонифицированный, абсолют. В философии присутствует опора на мышление и разум, хотя уделяется внимание и иррациональным проявляениям человека. «Инструментом» религии является вера, а «инструментом» философии - знания
2. Религии, в больщей степени, присущ догматизм, философии – критицизм.
3. Религия относится к массовому сознанию, а философия – к элитарному.
Предмет философии в самом общем рассмотрении может быть
Показать больше