Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Глобализация касается практически всех сторон и аспектов жизни современного человека. Главное в глобализации – это обмен информацией научного, экономического, политического, социокультурного и иного характера.
Процесс глобализации, происходящий на наших глазах, меняет условия жизнедеятельности и затрагивает основные интересы каждой цивилизации, страны и семьи. Глобализация требуют должного подхода к миру как единому целому. Это необходимо для непрерывного политического диалога и управления всеобщими проблемами. Именно поэтому изучение темы глобализации, ее противоречий и социокультурных трансформаций, которые она порождает является крайне актуальной задачей для исследования.
Цель данной работы – изучить и проанализировать процесс глобализации и ее противоречия, а также социокультурные трансформации современного глобального мира и сохранение национальных традиций.
Процессы глобализации являются бесспорным фактом, меняющим лицо современного мира. Приобщение к мировому сообществу ведет к решающим переменам в производстве и потреблении, видоизменяет представления людей о современном мире, заставляет осмысливать новые проблемы, что требует знаний, квалификации и особого поведения.
Глобализация представляет собой многопрофильный процесс, который при столкновении с традиционными культурами порождает различные формы взаимодействия, среди которых креолизация, гибридизация, инкапсуляция, ассимиляция. Процесс глобализации ведет не только к созданию одинаковой цельности картины мира, но и создает возможности для появления вариативных культурных идентичностей.
В современном мире расширение культурных контактов, способствует сближению народов. Однако, необходимо понимать, что активное заимствование опасно потерей культурной самобытности.
Глобализация и ее противоречия. Социокультурные трансформации современного глобального мира и сохранение традиций
К началу XXI века процесс глобализации общественных отношений в основном был практически завершен в должной форме. Но что касается содержания, человечеству еще предстоит стать глобальным сообществом. Это предполагает серьезные изменения в мировоззрении людей, культурных традициях и ценностях.
Альтернативы объединенному человечеству не существует, и, следовательно, ради сохранения цивилизации на планете должны быть установлены не только общие принципы и правила совместной жизни, но и общие обязанности для каждого человека.
Существуют разные подходы к определению глобализации. В источниках есть как узкое, так и широкое толкование этого понятия. Э. Гидденс трактует глобализацию как процесс укрепления социально- политических отношений. Он отмечает, что главным ее признаком является способность пространственно отдаленных событий влиять, нередко мгновенно, друг на друга.
Российский экономист М. Делягин считает, что «глобализация – это процесс формирования и последующего развития единого общемирового финансово- экономического пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий».
Существующие различные толкования термина глобализация как сущности явления:
1. Глобализация как экономический процесс (Левитт, ранние работы Омае и др.);
2. Глобализация как социокультурный и социально-цивилизационный процесс (Робертсон, Маклюэн и др.);
3. Глобализация как политический процесс (более поздние работы Збигнева Бжезинского).
В то же время эти три различные интерпретации глобализации не только указывают на три ее аспекта, но также показывают определенные этапы ее развития: хотя все три аспекта можно наблюдать в той или иной форме на всех ее этапах, но в каждый период один из аспектов может играть относительно доминирующую роль.
Термин «глобализация» существует с конца 80-х – 90-х гг. ХХ в. Согласно В.Л. Иноземцева, использование данного понятия приходится на конец 60-х гг. ХХ в.
Родоначальником рассмотрения концепта глобализации является Р. Робертсон. В 1992 г. выходит его книга «Globalization: Social Theory and Global Culture» («Глобализация: социальная теория и глобальная культура») [5], в которой автор поясняет концепцию собственных представлений относительно темы глобализации. Р. Робертсон пишет о том, что реальная природа глобализации скрыта, а периферийные, дополняющие концепты, такие, например, как анализ экономических вопросов, напротив, преувеличены.
В трактовке Р. Робертсона глобализация в сфере культуры означает процесс внедрения (через СМИ) в повседневное сознание определенных чувственных образов и символов. Формируясь в определенной национальной и социальной среде, эти образы и символы получают транснациональную форму существования. Это и есть культурная глобализация. Она предполагает столкновение локальных культур в мировом пространстве, в результате которого они не исчезают, а обретают новое – глобальное – измерение.
Превращение культуры в арену политических столкновений составляет один из наиболее интересных аспектов нашего современного состояния. Глобализация культур является наиболее проблематичной частью культурного взаимодействия.
В настоящий момент культура превратилась в арену интенсивных столкновений политических и экономических интересов. К этому можно относиться по-разному, но отрицать этот факт не имеет смысла. Достижение культурами определенной зрелости может с равной вероятностью служить как налаживанию между ними диалога и взаимодействия, так и появлению предпосылок конфликта между людьми, являющимися приверженцами таких культур.
В условиях глобализации культура стала общеупотребительным синонимом идентичности, её характерным и определяющим признаком. Проблема сохранения культурных традиций приобретает все большую актуальность. Процессы глобализации усиливают стремление народов защитить собственную культуру и идентичность. Без сохранения традиционной культуры этнос не сможет выжить в процессе глобализации.
Угроза глобального распространения западной массовой культуры, на наш взгляд, состоит в вытеснении, замещении собой традиционного содержания национальных культур. Путь запретов и ограничений в глобальной сети на вряд ли приведут к положительному результату. Другое дело, контроль и ограничение доступа к отдельным ресурсам и сайтам в Интернете может выступать результативным инструментом противодействия глобальной экспансии западной массовой культуры.
Реально вся история человечества – это история взаимопроникновения культур, и избежать действия глобализации на предыдущих этапах не удалось никому. Унификация культур разных народов повышает уязвимость человеческой культуры в целом.
Глобализация культуры проявляется не только в том, что, придерживаясь своих оригинальных традиций, уровня жизни и особенностей повседневной жизни, разные народы одновременно используют одни и те же мобильные телефоны, радио, телевидение, транспортные средства и т. д. Она проявляется также в том, что, например, дизайн автомобиля, предмета одежды или бытовой техники (с точки зрения их внешних качеств и состава), как правило, не несут признаков национальной культуры производителя - они отличаются от дизайна других примеров только по ярлыку с указанием страны-производителя.
Из-за культурной глобализации практически нет границ для взаимного влияния различных идей, доктрин, верований и т. д. Фактически, все наиболее значимые научные открытия и выдающиеся литературные произведения немедленно переводятся на многие языки; популярные песни и мелодии, лучшие образцы моды и драматического искусства распространяются по всей планете с невероятной скоростью.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Chumakov, A. 2006. The Metaphysics of Globalization. The Cultural-Civilizational Context. Moscow: Kanon+. 516 p. http://www.dialog21.ru/Globalistika/Summary2.htm
2. Giddens A. The Consequences of Modernity / A.Giddens. Stanford, 1990 188 p.
3. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture / R. Robertson. SAGE. 1992, 224 p.
4. Globalization: Yesterday, Today, and Tomorrow, Edited by: Jim Sheffield, Andrey Korotayev, & Leonid Grinin, Emergent Publications, 2013. https://www.hse.ru/data/2013/05/23/1299088719/Globalization.pdf
5. Roszak, Th. 1969. The Making of a Counter Culture: Reflections on the Technocratic Society and its Youthful Opposition. Garden City, NY: Anchor Books.
6. Бенхабиб С. Притязания культуры / С. Бенхабиб. М., 2005.
7. Бердяев Николай Александрович. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989, 608 с.
8. Делягин М. Мировой кризис. Общая теория глобализации/ М. Делягин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2003 767 с.
9. Иноземцев В.Л. Глобализация – наивная мечта ХХ века / В.Л. Иноземцев // Человек. 2003 № 5 С. 38-45.
10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.