Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1.Технология психолого-педагогической диагностики
Выписать основные понятия по проблеме психолого-педагогической диагностики, ее задачи и принципы, требования к методам;
Заполните сравнительную таблицу «Педагогическая и психологическая диагностика».
Зафиксировать запрос на психолого-педагогическое обследование школьника.
Выписать понятия практического запроса, гипотезы, виды запросов, привести примеры;
Проанализировать практический запрос, преобразовать его в проблему, сформулировать гипотезы о нарушениях в обучении, воспитании или развитии школьника, их причинах, определить цели и задачи обследования;
Выписать требования к оформлению протокола, понятия количественного и качественного анализа данных;
Провести апробацию разработанной батареи методик, составить протоколы, провести анализ полученных данных
Основные понятия по проблеме психолого-педагогической диагностики, ее задачи и принципы, требования к методам
Психолого-педагогическая диагностика является системой, основу которой составляют ряд психолого-педагогических теорий, методологии и методики, которые предоставляют возможность дать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, которые достигнуты индивидом или группой.
Условно все задачи, которые возникают в процессе взаимодействия педагога и психолога в школе, представляется возможным разделить на психолого-педагогические и психологические.
В первом случае цели и методы решения задачи принято определять педагогом, а психологом-диагностом выполняется вспомогательная функция, а именно:
- проводится процесс психодиагностики ученика,
- составляется его психологический портрет,
- прогнозируются результаты педагогического воздействия,
- в ряде случаев проводится и вторичная психологическая диагностика после воздействия.
Данный тип задач в большинстве случаев является взаимосвязанным с обслуживанием общеобразовательной функции школы.
Задачами второго типа являются психологические, с решением которых преимущественно и приходится сталкиваться школьному психологу. Они в большей степени взаимосвязаны с процессом реализации воспитательной функции школы. В этом случае психологическая диагностика является этапом решения проблемы, где средства решения являются чисто психологическими (оказание консультативной помощи, коррекции личности, проведение психологического тренинга, проведение индивидуальной и семейной психотерапии, предоставление психологических рекомендаций и т.д.). Как правило, школьный психолог сам выступает в роли психодиагноста и в роли субъекта, которым осуществляется психологическое воздействие. Не меньшее значение отводится фактору "заказчика". Запрос психологом может получаться от педагога, от родителей, от самого школьника.
Кроме того, необходимо отметить и то, что сам психолог тоже имеет возможность поставить перед собой данную задачу.
Не взирая на то, что содержание психодиагностической деятельности (на этапе тестирования) практически не находится в зависимости от того, кем был сформирован запрос, на этапе интерпретации результатов приходится сталкиваться с проблемой перевода психодиагностической информации и психологических рекомендаций на язык её пользователя. Кроме того, перед психологу приходится столкнуться с этническими проблемами. Это объясняется тем, что в своей деятельности он должен исходить из гуманистического принципа защиты личности ребенка.
Достаточно условно все типовые задачи представляется возможным причислить к двум классам, исходя из главных функций, которые выполняет школа (функции образования и функции воспитания). Необходимо отметить то, что в реальной практике указанные две функции находятся в постоянном переплетении между собой.
К предмету образовательной деятельности школы представляется целесообразным причислить процесс формирования следующих психических свойств и функций:
познавательных способностей;
знаний, умений и навыков относительно конкретных предметных дисциплин;
систему представлений и понятий, образующих общую научную картину природного и социального мира.
К предмету воспитательной деятельности необходимо причислить процесс, направленный на формирование следующих психических свойств:
характера, воли и целеустремленности;
социально-созидательной структуры мотивации и ценностной ориентации личности;
осуществление подготовки юношей и девушек к проведению осознанного выбора сферы профессиональной деятельности, который основывается на гармоничном сочетании интересов и способностей.
И в ходе образовательной и воспитательной деятельности, которые осуществляются школой, она явно или неявно выполняет третью функцию, которая заключается в социально-профессиональной селекции, или отборе. При этом учащиеся тем или иным образом подвергаются группированию как по уровню развития у них определенных способностей и склонностей, так и по уровню их личностно-социальной зрелости.
Запросом называется явно выражаемая клиентом просьба или жалоба, содержащая словесную формулировку своих трудностей, разрешения которых он ждет от психолога.
Запрос – это просьба или жалоба предоставить конкретную форму психологической помощи, мотивированное определенным образом обращение или постановка проблемы, которую человек хочет решить вместе с психологом.
Гипотеза (греч. hypothesis – основание, предположение) –в психологии компонент процесса мышления, который определяет вектор поиска решения задачи через дополнения к субъективно недостающей части изначально предоставленной информации.
Просьба или жалоба может быть выражена конструктивно или неконструктивно.
Приведем примеры неконструктивного запроса: "Хочу никогда не волноваться”. Другим видом неконструктивного запроса является манипулятивный запрос. В этом случае человек не просит помочь ему самому, а требует изменить другого: "Повлияйте на него, пожалуйста”. Данный запрос содержит желание повлиять на другого, при этом снять с себя ответственность за происходящее и переложить ее на плечи другого. Такие запросы нуждаются в переформулировке.
Примерами конструктивного запроса могут служить:
запрос об информации;
запрос о помощи в самопознании, понимании принятии себя.
Для того чтобы человек решился на консультацию, необходимы следующие условия:
наличие психологических проблем;
частичная рефлексия человеком своих проблем.
Круг возможных проблем может быть достаточно широк: от пищевых расстройств до проблем, затрагивающих самые основы существования человека. Существуют различные подходы к классификации психологических проблем. Выделяют проблемы личностные, педагогические, коммуникативные, возрастные, пограничные. Проблемы могут различаться по степени их сложности: от простых до сложных. Для простых проблем бывает достаточно обыкновенной разъяснительной беседы. Сложные проблемы, требующие от клиента открытий, инсайта, решаются при длительной консультативной работе.
Выделяют три основания для локализации источников возникновения проблемы:
окружение (включает проблемы, связанные с семьей, местом проживания человека, местом учебы, работы, отношениями со знакомыми, друзьями и т.п.);
жизнь человека в целом (фиксируются общие проблемы, такие как смысл жизни, самореализация, финансово-бытовые проблемы, суицидальная активность);
человек (отражает проблемы физиологического плана, в том числе нормальные психофизиологические состояния, сексуальные проблемы, болезни, наркотическую зависимость) .
Разнообразие психических явлений традиционно делится на три сферы:
познание,
личностные особенности,
человек в социуме.
В зависимости от запроса, психолог использует соответствующие методы:
диагностические,
коррекционные,
развивающие.
Однако даже наличие объективных причин для обращения за психологической помощью не всегда приводят человека к психологу. Причины здесь могут быть самыми различными:
недостаточные уровень образования и информированность по вопросам психологии;
отсутствие знаний о специфике деятельности психолога;
существование определенных психологических барьеров: страх обнажить свой внутренний мир, нежелание избавиться от некоторых психологических проблем, используемых как защиты, недоверие или неуверенность в том, что психолог может помочь и т.п.
Например, учительница русского языка и литературы обратилась к психологу с жалобой на поведение мальчика во время ее уроков: "невнимателен", "не слушает объяснений учителя", "не любит и плохо пишет сочинения".
Понаблюдав за ребенком на уроках, психолог сначала предположил, что у мальчика не развит интерес к чтению, литературе, поэтому он скучает на уроке, не слушает учителя, отвлекается, испытывает трудности при написании сочинений. На основании этого психолог наметил программу работы с ребенком. Но в процессе этой работы он обнаружил, что мальчик очень начитан, увлекается литературой, у него очень развито воображение. Когда его упрекают за невнимательность на уроке, он не всегда бывает виноват: он старается слушать, и в его воображении совершается иная жизнь, возникают образы ярче и интереснее, чем то, о чем рассказывает учитель. Ему неинтересна не литература, а урок - серый, формальный, скучный.
Особенности его воображения проявлялись и при работе над сочинением. Ему было очень трудно начать сочинение на заданную тему: эта тема идет не от него, она ему- навязана, "чужая". В процессе работы над сочинением он, во-первых, тратит много времени на то, чтобы совместить свои представления с формулировкой темы, и не успевает написать в срок, а во-вторых, так или иначе отходит от темы, расширяет ее рамки, вызывая тем самым очередное недовольство учителя. Сочинение же на свободную тему мальчик начинает писать сразу, как будто в голове у него множество готовых сюжетов и образов. Но писать такие сочинения учительница предлагала детям редко.
На основании обследования и предварительной работы с ребенком было сформулировано новое предположение - о его литературных способностях.
Если взять в данном случае за основу точку зрения М.М. Кабанова, который считает, что метод почти любого исследования или подхода в зависимости от исходных теоретических позиций может служить разным философским положениям, разной идеологии. Так, Б.В. Зейгарник (20, с.38-39) пишет, что, несмотря на то что методологические позиции К. Левина для нас неприемлемы, многие его экспериментальные приемы оказались полезными для исследования мотивационной сферы. В качестве примера она приводит широко используемую методику ученика К. Левина Ф. Хоппе, известную в психологической литературе как "исследование уровня притязания".
Эта методика заключается в следующем: испытуемому дается ряд заданий (около 18), отличающихся по степени трудности.
Содержание заданий нанесено на карточках, расположенных в порядке возрастания их сложности. Это могут быть задачи, требующие знаний в области литературы, искусства, математики. Задания могут быть и типа головоломок, лабиринтов. Содержание заданий должно соответствовать образовательному уровню и интересам испытуемых, только при этом условии у них образуется серьезное отношение к ситуации эксперимента, так как создается ситуация выбора.
При этом дается такая инструкция: "Перед вами лежат карточки, на обороте которых обозначены задания. Номера на карточках означают степень сложности заданий. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое вам не известно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если вы не уложитесь в отведенное вам время, я буду считать, что задание вами не выполнено. Задания вы должны выбирать сами". Экспериментатор может по своему усмотрению увеличить или уменьшить время, отведенное на выполнение задания, и тем самым произвольно вызвать у испытуемого переживание удачи или неудачи. Только после оценки экспериментатора, испытуемый может выбрать следующее задание.
Таким образом, в эксперименте исследовались условия формирования уровня притязания под влиянием успешного или неуспешного решения задачи.
Качественный и количественный анализ
Уже в ходе исследования можно предполагать о его результатах, но обычно эти выводы рассматривают как предварительные, а более достоверные и основательные данные можно получить лишь в результате тщательного анализа.
Анализ данных в социальной работе заключается в интеграции всей собранной информации и в приведении ее к виду, удобному для объяснения.
Методы анализа социальной информации можно условно разделить на два больших класса в соответствии с той формой, в которой эта информации представлена:
– качественные методы ориентированы на анализ инфор¬мации, представленной главным образом в словесной форме.
– количественные методы носят математический характер и представля¬ют собой приемы обработки цифровой информации.
Качественный анализ является предварительным условием для применения количественных методов, он направлен на выявление внутренней структуры данных, то есть на уточнение тех категорий, которые используются для описания изучаемой сферы реальности. На э
Показать больше