Фрагмент для ознакомления
2
1. Анализ конкурентов. Типы конкурентов.
Анализ конкурентов рынка в маркетинге — это обязательный первый шаг перед разработкой маркетинговой стратегии товара. Он включает в себя подробное изучение деятельности основных игроков отрасли, начиная с анализа цен, рекламы, ассортимента и заканчивая подробным SWOT анализом конкурентов. Правильный анализ и оценка конкурентной среды предприятия позволяет создать устойчивое конкурентное преимущество продукта, выбрать правильные каналы коммуникации и снизить операционные риски
Основная цель конкурентного анализа любой отрасли или рынка- получить достаточную информацию о сильных и слабых сторонах конкурента, о его стратегии, намерениях и возможностях для повышения эффективности собственных действий.
Сравнительный анализ конкурентов в отрасли может быть проведен очень подробно (вплоть до прогнозирования поведения конкурентов на несколько лет вперед), а может быть проведен достаточно емко для решения краткосрочных задач. Возможные ситуации, в которых требуется проведение анализа конкурентного окружения:
• разработка маркетинговой стратегии, позиционирования товара
• прогнозирование плана продаж
• разработка ассортимента и товарной политики
• установление цены на товар
• разработка товара: выбор свойств и ключевых характеристик продукта
• разработка стратегии продвижения продукта
Конкурентный анализ по Портеру представляет собой очень глобальную и основательную методику, которую рекомендуется проводить нечасто — 1 раз в 3-5 лет. Анализ проводится по каждому конкуренту. Таблица 1 - Основные этапы модели конкурентного анализа Майкла Портера
Первый этап Оценка потенциальных возможностей: подробное изучение преимуществ и слабых сторон конкурентов
Второй этап Определение будущих целей: Что движет конкурентом? Ключевая мотивация?
Третий этап Определение текущей стратегии: Что делает конкурент на рынке в настоящий момент и что он способен делать для увеличения прибыли?
Четвертый этап Что думает конкурент: предположения конкурента о своем положении на рынке и об отрасли в целом
Пятый этап Прогноз действий конкурента
Майкл Портер считается настоящим «гуру» в конкурентном и отраслевом анализе рынка. Он разработал модель «пяти конкурентных сил», с помощью которой каждая компания может составить исчерпывающую оценку конкурентоспособности своего товара на рынке.
Простая методика анализа конкурентов (1 раз в год)
На ежегодной основе рекомендуется проводить более простой мониторинг основной деятельности конкурентов. Основные блоки такого анализа:
• Характеристика внутриотраслевой конкуренции и ее прогноз
• Составление конкурентной карты рынка
• Выбор ключевых, косвенных и прямых конкурентов
• Сравнительный анализ отдельного продукта и полного ассортимента компании с прямыми и косвенными конкурентами
• Сравнительный анализ условий ценообразования и ценовых стратегий
• Сравнительный анализ дистрибуции и распределения продукта
• Сравнительный анализ позиционирования и сформировавшегося имиджа бренда
• Сравнительный анализ методов и используемых каналов продвижения, в том числе и бюджетов
• Сравнительный анализ целевой аудитории, осведомленности и приверженности к продукту
• Сравнительный анализ используемых технологий, качества персонала и прочих ресурсов
• Составление укрупненного сравнительного SWOT анализа конкурентов
• Анализ конкурентных преимуществ предприятия
Для того, чтобы провести конкурентный анализ предприятия эффективно, необходимо собрать подробную информацию о ключевых игроках рынка. Необходимая информация может быть получена в результате проведения маркетинговых исследований конкурентов.
Исследование конкурентов в марктеинге ничем не отличается от исследования потребителей.
Таблица 2 - Проверенные способы получения самой подробной и достаточной информации о конкурентах и товарах конкурентов:
Источник информации Описание
Опросы потребителей количественный или качественный сбор мнений и представлений о конкурентах среди разных целевых групп для выявления слабых и сильных сторон компаний
Мониторинг мест продаж скажет многое о качестве и условиях выкладки товара, стратегии в области промо-акций и ассортименте
Поиск в интернет отзывы, сайты конкурентов, обзоры и т.д.
Опросы экспертов рынка помогут в понимании качества товара конкурентов, сложившегося имиджа на рынке
Опросы менеджеров по продажам предоставят множество полезной инсайдерской информации «с полей» (через торговый персонал можно очень легко получить презентации, спец программы Ваших конкурентов)
Изучение отраслевых обзоров в них часто публикуются финансовые показатели, открытые рейтинги, а также ключевые характеристики бизнеса
Тематические выставки, конференции и семинары из данного источника можно получить информацию об участниках рынка, контактах и коммуникационной стратегии
Анализ полученной информации эффективнее и нагляднее проводить, используя метод сравнительного анализа конкурентов: сопоставление любых параметров компании с аналогичными параметрами ключевых игроков для определения выигрышных и слабых сторон.
Все конкуренты делятся на прямых, косвенных, товарных и неявных.
Прямые конкуренты – это компании, которые торгуют схожими товарами или оказывают схожие услуги, и потребители данных компаний также являются схожими. Прямая конкуренция устанавливается между однотипными компаниями. К примеру, в любом городе всегда работают несколько компаний, производящих и устанавливающих пластиковые окна. Такие компании держат средние цены и хорошее качество. Если компания делает элитные дорогие окна, то это уже не «чистый» прямой конкурент. Или если ценовая категория компании такая же средняя, но только окна производятся из дерева с покрытием. Конечно, вам придется бороться со всеми этими представителями бизнеса, но способы борьбы будут уже несколько иными.
Косвенные конкуренты – это компании, которые работают для схожих потребителей, но продают другой товар. В случае с элитными или деревянными окнами – это косвенные конкуренты. Задача компании – убедить потребителя, что не стоит переплачивать за «элитность», а также не надо ставить окна из дерева по… таким-то и таким-то причинам. Сделать это не очень просто, но все же легче, чем выделиться среди прямых конкурентов.
Косвенные конкуренты довольно часто объединяются в холдинги и наносят мощный удар по конкурентам. Многие бизнесмены задаются вопросом, насколько необходимо обращать внимание на косвенных конкурентов. Оказывается, надо, и довольно пристальное. Карман клиента – не резиновый, и в нем содержатся средства на покупку одного комплекта окон в 15-20 лет. Он может купить и средние по цене и качеству, а может выбрать и дорогие, раз уж это такая значимая покупка. Как есть рынок предложений, так и есть рынок потребителей, и этот пирог не растет, а только перераспределяется. Все маркетинговые методы и способы направлены на данное перераспределение, а точнее – на привлечение новых покупателей.
Если же у компаний схожие товары, но различные потребители, то конкуренты носят наименование «товарные». К примеру, одна компания печет хлеб, белые булки, с сахаром, начинками, посыпками и пр. Вторая компания выпекает хлеб из муки крупного помола и отрубей, с добавлением сахаро-заменителя, и такие изделия можно потреблять больным диабетом и тем, кто стремится снизить вес. И тот, и другой товар очень востребован, но рекламные компании у них будут серьезно различаться, и возможно, что ни разу не пересекутся. Конечно, обычные потребители могут перейти в разряд потребители компании, производящей диетический продукт. Но данный отсев обычно небольшой, и на общую картину почти не влияет. Товарные конкуренты объединяются еще чаще, чем косвенные, и такие союзы очень эффективны и прибыльны для обеих компаний.
Неявные конкуренты – это те, у которых и товары, и потребители разные. В эту категорию попадает огромное количество субъектов бизнеса, и конкурентами они становятся только потому, что есть недвижимое понятие размера потребительского кошелька. К примеру, семья получает в общей сложности 50 тысяч рублей. Она может тратить на хлеб тысячу и три тысячи на мясо. А может 2 тысячи на хлеб и полторы на молоко, и 500 рублей на мясо. Это не понравится продавцам мяса, но хлебопеки и молокозавод будут неявными конкурентами, с которыми необходимо вести борьбу по совсем другим правилам: убеждать потребителей, что лучше съесть 100 г мяса, чем 2 кг хлеба, что здоровья от такого выбора прибавится, что жизнь на 5 лет продлится и т.д. Задача не из легких, но разрешимая.
2. Факторы, влияющие на ценообразование.
Цена – денежное вознаграждение, уплаченное за определенный товар или услугу. Другими словами, цена — компонент обмена или сделки между двумя заинтересованными сторонами: покупателем и продавцом. Цена является важным элементов любого продукта, а процесс и принципы установления цены на товар занимают важное место в маркетинговой стратегии компании.
Существует как минимум 4 точки зренияна понятие «цена»: с точки зрения экономиста цена устанавливается посредством взаимодействия двух рыночных сил – спроса и предложения, с точки зрения бухгалтера цена должна покрывать затраты на производство товара и обеспечивать получение прибыли, с точки зрения потребителя цена является индикатором ценноости продукта, а с точки продавца цена дает возможность приобрести конкурентное преимущество.
Процесс ценообразования затрагивает не только коммерческие организации, но также и может быть использован некоммерческими компаниями — благотворительными фондами, торгово-промышленными объединениями и пр. Например, благотворительные фонды могут в рамках процесса ценообразования устанавливать различные «целевые уровни пожертвований» и предлагать «донорам» разные условия и статусы в зависимости от суммы пожертвований (указание логотипа компании в брошюре организации и т.п.)
Ценообразование – трудоемкий процесс, так как для установления правильной конкурентоспособной цены необходимо учитывать множество факторов: себестоимость продукта, маркетинг — микс и позиционирование продукта, жизненный цикл товара, конкурентное окружение и природа потребительского спроса, а также экономические и политические нормы страны.
Рисунок 1 - Ценообразование
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блэк, Сэм Паблик рилейшнз. Что это такое? / Сэм Блэк. - Москва: РГГУ, 2017. - 340 c.
2. Выгодская, Э. Г. Маркетинг / Э.Г. Выгодская, Н.П. Колпакова. - М.: Гиорд, 2018. - 128 c.
3. Данько, Т. П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 416 c.
4. Данько, Т. П. Управление маркетингом / Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 352 c.
5. Егорова-Гантман, Екатерина Игры в солдатики. Политическая психология президентов / Екатерина Егорова-Гантман. - М.: Группа Компаний "Никколо М", 2016. - 336 c.
6. Карабулатова, И. С. Тайна имени автомобиля. Краткий словарь транспортных механонимов и механонимических ассоциаций / И.С. Карабулатова, А.А. Исакова. - М.: Печатник, 2017. - 472 c.
7. Кислицына, В. В. Маркетинг. Учебник / В.В. Кислицына. - М.: Инфра-М, Форум, 2015. - 464 c.
8. Кислицына, В. В. Маркетинг. Учебник / В.В. Кислицына. - М.: Форум, Инфра-М, 2015. - 464 c.
9. Костина, Г. Д. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг / Г.Д. Костина, Н.К. Моисеева. - М.: Омега-Л, 2016. - 176 c.
10. Кьелл, А. Нордстрем Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта / Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 296 c.
11. Лазерсон, Илья Как привлечь гостей в ресторан / Илья Лазерсон , Федор Сокирянский. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. - 288 c.
12. Ларин, Кирилл Основы билетологии / Кирилл Ларин. - М.: Прондо, 2014. - 110 c.
13. Мазилкина, Е. И. Маркетинг / Е.И. Мазилкина. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 368 c.
14. Манн, Игорь Маркетинг на 100%. Ремикс. Как стать хорошим менеджером по маркетингу / Игорь Манн. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 256 c.
15. Маркетинг. Активные методы обучения. Учебное пособие / Т.Н. Парамонова и др. - М.: КноРус, 2016. - 406 c.
16. Маркетинг. Общий курс. - М.: Омега-Л, 2017. - 480 c.
17. Маркетинговые исследования. Учебник. - М.: Юрайт, 2016. - 315 c.
18. Моисеева, Н. К. Международный маркетинг. Учебное пособие / Н.К. Моисеева. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2018. - 320 c.
19. Нэреш, К. Малхотра Маркетинговые исследования. Практическое руководство / Нэреш К. Малхотра. - М.: Издание Студенческой Юбилейной Комиссии почествованию проф. В.Р.Вильямсъ, 2015. - 764 c.
20. Орлов, Вик Запрещенный копирайтинг / Вик Орлов. - М.: Нобель Пресс, 2014. - 905 c.
21. Попова, Г. В. Маркетинг / Г.В. Попова. - М.: Питер, 2016. - 192 c.
22. Рева, В.Е. Управление репутацией / В.Е. Рева. - М.: Дашков и К°, 2017. - 962 c.
23. Речи, которые изменили Россию. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 264 c.
24. Романенко, С. Н. Маркетинг / С.Н. Романенко. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 272 c.
25. Синяева, И. М. Маркетинг. Теория и практика / И.М. Синяева, О.Н. Романенкова. - М.: Юрайт, 2017. - 656 c.
26. Судоргина, Зарина Копирайтинг. Тексты, которые продаются / Зарина Судоргина. - Москва: Мир, 2017. - 250 c.
27. Толкачев, А. Н. Реклама и PR в бизнесе / А.Н. Толкачев. - М.: АВТОР, 2017. - 402 c.
28. Франк, Яна Тайные знания коммерческих иллюстраторов / Яна Франк. - М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2014. - 244 c.
29. Христосенко, Михаил Бизнес-сайт. Как найти клиентов и увеличить продажи / Михаил Христосенко. - М.: Питер, 2014. - 176 c.
30. Чернышев, Л.А. Исследование систем управления / Л.А. Чернышев. - М.: Нобель Пресс, 2015. - 828 c.