Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Орфоэпические нормы – это часть норм современного русского языка, которые в свою очередь входят в общую речевую культуру человека. Так, благодаря усвоению правильных произносительных норм у учащегося формируется речевая культура.
Речевая культура – один из компонентов общей культуры человека, требующий постоянного самосовершенствования. При формировании типичных речевых навыков у любого человека в сознании присутствует «речевой идеал», которому он следует и подражает.
Актуальность усвоения норм орфоэпии младшими школьниками выражается в том, что в условиях современной парадигмы образования цель обучения детей младшего возраста заключается в осознанном привитии знаний и умений, которые бы способствовали развитию интереса и речевой интуиции у ребенка. Ребенок должен хотеть учиться. Совсем необязательно оперировать сложными терминами, стоит стараться привить ученику желание познавать новое для того, чтобы быть грамотным во всех областях. Произносительные нормы должны усваиваться параллельно с другими (фонетическими, грамматическими нормами) и восприниматься детьми как единственно правильные, образцовые.
К факторам усвоения норм орфоэпии детьми дошкольного и младшего школьного возраста относят процесс формирования произносительной культуры, во многом определяющие его эффективность.
А. А. Бондаренко уверен в том, что у ребенка-дошкольника, который воспринимает лишь устную форму речи, механизм приобретения разговорных навыков запускается неосознанно, под влиянием естественного речевого окружения. Когда ребенок идет в школу, ребенок продолжает копировать речь окружающих, однако ведущую роль в овладении произносительными нормами играет сам учитель. С началом школьного обучения ключевая роль отдается такому немаловажному фактору, как усвоение норм орфоэпии под значительным воздействием написания. Все русские школьники склонны допускать ряд орфоэпических ошибок: например, в слове что учащимися произносится [чт| вместо |шт|. Такого рода ошибки возникают в связи с несовпадением звукового и буквенного составов слова и встречаются не только в озвученной письменной, по и в естественной разговорной речи детей.
1. Теоретические аспекты формирования речевой культуры учащихся
Развитие речи определяется большой и сложной областью методики родного языка.
Правильность речи закладывает фундамент языковой культуры. Отсутствие фундамента языковой и речевой культуры гарантирует спад литературного мастерства, искусства живого и письменного слова.
Безусловно, задача каждого учителя заключается в том, чтобы научить своего ученика правильно излагать свои мысли, следуя нормам русского языка, ровно также как и развить в нем талант красноречия. История педагогики не знает ни одного педагога, который бы старался обойти вопрос развития речи.
На рубеже 20-21 вв. телевидение, средства массовой информации стали использовать невероятное количество заимствованных слов сомнительного происхождения в своих вещаниях. Детям школьникам младшего возраста очень сложно трактовать информацию без помощи взрослых. Русский язык подвергается нападу иноязычных слов, происходят изменения на всех уровнях языковой системы, меняется лексический состав языка, резко снижается культура речи. В этой связи стало необходимым развить целенаправленную полномасштабную речь.
В России стала происходить модернизация образования, которая рассчитана на выдвижение новых педагогических идей и технологий, которые бы отвечали основным задачам подготовки подрастающего младшего поколения к жизни в обществе и формирование его общей культуры.
Основная задача культуры речевого общения - верная трактовка языка, то есть официальное описание норм в грамматических словарях и справочниках. И если в словарях или других официальных источниках указана именно та или иная грамматическая форма, то можно считает ее исключительно правильной и безоговорочно использовать в стандартах речевого общения. Любые несоответствия в выборе речевой модели ведут к совершению речевой ошибки. Орфоэпические нормы прописаны в орфоэпических словарях и являются базой для учителя, которую он использует при обучении правильным произносительным нормам.
Особую важность данная работа имеет место быть в младших классах, где детям свойственно в силу возраста искажать слоговый состав слова. Тут же возникает потребность формирования орфоэпических навыков у младших школьников, которую педагог осуществляет у тех же детей среднего звена.
Современный этап преподавания русского языка требует основы привития детям коммуникативных основ общения. На сегодняшний день можно говорить о том, что учеными-педагогами разработана методическая система коммуникативного обучения русскому языку. Исследования показывают обоснованные принципы, а также механизмы и способы преподавания русского языка, новые поколения учебников и учебных пособий, которые реализуют данный подход.
Изначально, цель коммуникации заключается в том, чтобы выдвинуть на первый план те умения и навыки речевого общения, которые бы включали нормы орфоэпии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бондаренко А. А.,. Калинчук М. Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. - М.: Просвещение, 1990, 205 с.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2001,38 с.
3. Борунова С.Н., Воронцова В.Л.,Еськова Н. А. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударения, грамматические формы/ Под.ред. Р. И. Аванесова. - М., 2003, 78 с.
4. Жедек П. С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. - М.: Пеленг, 1992, 458 с.