Фрагмент для ознакомления
2
1. Система налоговых органов в России
Система налоговых органов, это совокупность госорганов на федеральном и местном уровнях, подразделений и отделов, занимающихся контролем в сфере налогообложения. Система органов налогового контроля, работающая на федеральном и местном уровнях, позволяет государству осуществлять надзор и контроль за соблюдением действующего законодательства РФ в сфере налогообложения. Система налоговых органов РФ включает в себя Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее территориальные органы (п. 4 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства № 506 ). Структура ФНС представлена следующими звеньями: руководство ФНС; структурные подразделения центрального аппарата ФНС; межрегиональные инспекции ФНС; управления ФНС по субъектам РФ. Система органов налогового контроля на межрегиональном уровне включает в себя: межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам; межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам; межрегиональную инспекцию по централизованной обработке данных; межрегиональную инспекцию по ценообразованию для целей налогообложения; межрегиональную инспекцию по камеральному контролю. Управления ФНС по субъектам РФ предполагают дальнейшее разветвление системы налоговых органов на инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня. 2. Основные права налоговых органов в России
Региональные органы данной федеральной службы в субъектах Российской Федерации осуществляют функции, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Выполняя свои задачи и осуществляя соответствующие функции, налоговые органы реализуют определенные права и несут предусмотренную законодательством ответственность. Налоговые органы в соответствии с НК РФ вправе: − требовать с налогоплательщиков, налоговых агентов документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, проводить налоговые проверки, производить
3
выемку документов при проведении налоговых проверок, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, если есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены ; − приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов; − осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию имущества, принадлежащего налогоплательщику; − требовать устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указаний; − взыскивать недоимки (сумму налога или сумму сбора, не уплаченную в срок, установленный законодательством о налогах и сборах) по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ;
3. Обязанности и ответственность налоговых органов РФ и их должностных лиц
Согласно ст. 35 НК РФ за неправомерные действия или бездействие должностные лица налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ст. 12 Закона Российской № 943-1 , должностные лица налоговых органов за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Законодатель, обозначая виды ответственности должностных лиц налоговых органов, не регламентирует их и закрепляет лишь отсылочные нормы без конкретизации составов правонарушений. В связи с наличием отсылочных норм, указанных выше, обратимся к отраслевому законодательству, регулирующему вопросы ответственности налоговых органов и их должностных лиц. Во-первых, как государственные гражданские служащие должностные лица налоговых органов несут дисциплинарную ответственность, предусмотренную статьёй 57 Федерального закона № 79-ФЗ , в пункте 1 которой указано, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. «а» - «г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона, Во-вторых, на должностных лиц налоговых органов как сторону трудовых отношений возлагается материальная ответственность, предусмотренная нормами ТК РФ. Так, согласно ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. В силу универсального характера данной нормы она подлежит применению и в отношении должностных лиц налоговых органов. Указанные меры ответственности подлежат применению исключительно к должностным лицам налоговых органов, соответственно, инициатором применения таких мер может быть только работодатель - соответствующий налоговый орган, но не налогоплательщик, в связи с чем сфера применения данных мер ограничена конкретными правоотношениями между государством и его служащими.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с поправками, внесёнными Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 9. Ст. 851. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 12.05.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. 5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3. 6. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 01.01.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215. 7. Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 27.12.2018) «О налоговых органах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФС. 1991. № 15. Ст. 492. 8. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 03.10.2018) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства РФ.2004. № 40. Ст. 3961. Научная и специальная литература 9. Мигачева Е.В. Налоговый контроль в условиях развития цифровой экономики // Финансовое «право. 2018. № 8. С. 21-25. 10. Семенихин В.В. Налоговые проверки. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ. - 2018. – 373 с. 11. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2019. – 272 с. 12. Финансовое право: учебник / под общ. ред. Э.Д. Соколовой; отв. ред. А.Ю. Ильин. М.: Проспект, 2019. – 592 с. С. 342. 13. Трапезников А.И. Ответственность налоговых органов и их должностных лиц: правоприменительные аспекты // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2019. № 1. С. 39-48.