Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Успешное развитие современной экономики невозможно без качественного развития мотивации и стимулирования труда. Многие аспекты социально-трудовых отношений, включая материальное стимулирование труда, не отвечают современным экономическим требованиям и перспективе социально-экономического развития страны.
Следует отметить, что в последние годы мотивации и стимулированию труда уделяется очень много внимания, что обусловлено высоким уровнем рыночной конкуренции. Это стимулирует руководство предприятий разрабатывать новые и реформировать старые стимулы, важнейшие из которых - материальные.
Важнейшая часть любой системы материального стимулирования представлена социальными выплатами, гарантиями и льготами. При этом следует отметить, что исследования последних лет говорят о том, что социальные гарантии - гораздо более мощный стимул для работника, чем денежное вознаграждение.
Труд - сложное комплексное явление, в котором ясно выделяются социальная (а в ее составе более узкие экономический и социально-организационный аспекты) и технико-организационная (в ее составе более узкая технико-технологическая) стороны соотношения (координации) его компонентов.
Стимулирование труда представляет собой материальную основу мотивации персонала и выглядит как комплекс мер, применяемых субъектом управления в целях повышения эффективности труда работника.
Основная функция стимулирования труда - экономическая; она выражается в том, что стимулирование труда способствует повышению эффективности производства посредством увеличения производительности труда работника, а также качества производимой им продукции.
В свою очередь, социальный пакет как метод стимулирования представляет собой набор специальных льгот или дополнительных услуг, оплачиваемых работодателем помимо закрепленных законодательством прав сотрудника. Его состав определяется работодателем.
Таким образом, основания для предоставления социальных гарантий закреплены требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, а введение в компании социального пакета являет собой добровольное решение каждого работодателя.
Социальный пакет может быть страховым, не страховым, социальным и конкурентным, и в данной статье речь идет о последнем.
Конкурентный социальный пакет по сути является и способом работодателя привлечь работников, и дополнительной мерой их поощрения и мотивации. Примерами конкурентных социальных пакетов могут служить оплата абонемента на занятие спортом, обеспечение форменной одеждой, оплата дополнительного образования и курсов повышения квалификации, полис дополнительного медицинского страхования, предоставление парковки, обеспечение питанием, оплата/частичное покрытие расходов на отдых работника, предоставление служебного жилья или возмещение стоимости его оплаты или скидка на продукцию компании.
Следует отметить, что предоставление социального пакета в России отличается некоторыми специфическими чертами и историческими особенностями.
1.Понятие социального пакета и его роль в трудовых отношениях
Стабильное и эффективное функционирование организации невозможно без повышения качества трудовой жизни персонала, вследствие чего наличие социального пакета для многих работников является гарантией надежности и стабильности. В зависимости от наполнения социального пакета потенциальный сотрудник решает, насколько комфортно будет ему в данной компании. Структура социального пакета - это три составляющие: обязательный социальный пакет, конкурентный пакета и компенсационный пакет. К обязательному социальному пакету относятся мероприятия, которые работодатель обязан предоставлять работникам по законам Российской Федерации: ежегодный оплачиваемый отпуск, оплата листков временной нетрудоспособности, отчисления в пенсионный фонд, обязательное медицинское страхование. Одной из главных составляющих обязательного социального пакета является пенсионное страхование и ежегодный оплачиваемый отпуск. Всем работникам независимо от организационно - правовой формы предприятия в установленном порядке предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы и заработной платы.
В настоящее время существует острая проблема в области социального обеспечения сотрудников коммерческих организаций. Главными причинами этой проблемы являются:
отсутствие совершенной системы централизованной социальной защиты сотрудников организаций;
отсутствие конкуренции между организациями в области защиты социальных прав;
отсутствие сформированного единого общественного мнения, способного изменить ситуации на макроуровне.
Сложно не признать, что одним из наиболее распространенных методов мотивации сотрудников является социальный пакет, то есть предоставляемые ему гарантии и льготы. Несмотря на то, что четкого определения понятия «социальные гарантии» в законодательстве нет, тем не менее мы можем привести их основные признаки:
входят в социальный пакет;
не предусматриваются Трудовым кодексом и иными нормами трудового права;
зависят от уровня квалификации и развития трудовых навыков работника, а также его вклада в деятельность организации;
закрепляются в трудовом договоре;
являются правом работодателя и предоставляются на добровольной основе;
финансирование осуществляется за счет средств работодателя.
По нашему мнению, основными целями социальных гарантий с экономической точки зрения являются:
обеспечение притока работников с высокой квалификацией и высоким уровнем профессиональных навыков;
удержание сотрудников, которые успешно выполняют поставленные задачи;
повышение конкурентоспособности организации на рынке;
повышение репутации и имиджа компании на рынке труда;
повышение мотивации работников, что приводит к более высоким результатам деятельности сотрудников;
возможность легального снижения налоговых выплат.
Таким образом, реализация социальных гарантий должна являться одним из приоритетов кадровой политики организации.
Систематизация типов социальных гарантий по различным признакам в таблице 1:
Таблица 1. Типы социальных гарантий
Признак классификации Тип социальной гарантии
Отношение к трудовому законодательству государственные социальные гарантии;
частные социальные гарантии.
Объём социальных гарантий общедоступные;
индивидуальные.
Дифференциация сотрудников типовые;
специальные.
Категория гарантий компенсационные;
конкурентные.
Регулярность гарантий разовые;
регулярные.
Формы гарантий денежные;
материальные.
Источник финансирования за счет государства;
за счет предприятия.
Итак, по отношению к законодательному регулированию можно увидеть государственные и частные социальные гарантии. Если речь идет о государственных гарантиях, то они предоставляются государством в обязательном порядке и регулируются
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) // Российская газета. 2001. 31 декабря.
2. Афанасьева Е.В. Направления рационализации социального пакета на предприятиях различного типа // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.- практ. конф. № 7(10).
3. Вергара Э.Х. Роль социального пакета как инструмента стимулирования труда персонала современной компании // Молодой ученый. - 2013. № 10. - с. 296 - 287.
4. Дворцов Ю.В. Усиление социальной ответственности бизнеса в России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. - № 1.
5. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров /под ред. Э.М. Короткова. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 445 с.
6. Мустаева Ф.А. Социальная политика на промышленном предприятии. - Магнитогорск: Изд-во МАГУ, 2013. - 79с.
7. Сардарян А., Комарова Т., Хожемпо В. Мотивационная функция социального пакета: чем заинтересовать работника XXI века? // Управление персоналом. - 2008, № 8.