Фрагмент для ознакомления
2
МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Трудовая мотивация - осознанное побуждение человека к труду путем воздействия на присущие ему мотивы труда. В основе этих мотивов лежит интерес как форма реализации потребностей.
Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека, носит персонифицированный характер, это внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение тех или иных потребностей.
В основе процесса мотивации находятся потребности человека.
Потребность — это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности или социальной группы.
Потребности могут быть естественными (в пище, воде и т.п.) и социальными (в признании, славе); врожденными (в общении) и приобретенными (в обучении); первичными (в факторах, обеспечивающих выживаемость) и вторичными (в условиях развития личности), осознанными и неосознанными. Различают также материаль-ные, духовные и социальные потребности.
Интересы могут повлиять на поведение людей, стать его мотивами только в случае реальной возможности их осуществить. Мотивы, формирующиеся у человека под воздействием множества обстоятельств, «включаются» под влиянием стимулов. Стимулы могут быть внутренними (отношение к делу, моральные обязательства и проч.) и внешними(действия других людей, предоставляющиеся возможности).
Стимул — это внешнее побуждение к деятельности, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями и т. д. Стимулы — это блага (предметы, ценности и т. п.), которые могут удовлетворить потребности человека при выполнении им определенных действий.
Материальные и нематериальные стимулы к труду
Материальные стимулы Нематериальные стимулы
Денежные: заработная плата поощрительные выплаты единовременные вознаграждения и т.д. Социальные: престижность труда понимание ценности и полезности труда возможность профессионально-квалификационного роста
Моральные: награды уважение сослуживцев
Неденежные: транспорт питание медицинская помощь страхование отдых и т.д. Творческие: возможность самовыражения и самосовершенствования
Социально – психологические: уверенность в завтрашнем дне уважение коллег удовлетворение трудом
Отличие стимулов от мотивов заключается в том, что стиму¬лы характеризуют определенные блага, а мотивы — стремление чело¬века получить их. Стимулы становятся мотивами в том случае, когда они объективно значимы, отвечают потребностям работника. Таким образом, стимул не тождественен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив.
При классификации мотивов чаще всего их группировочные критерии совпадают с критериями классификации потребностей. Наиболее общая классификация мотивов в сфере труда выглядит следующим образом:
• материальные мотивы (работа выступает в качестве экономической необходимости, средства заработать деньги и обеспечить самостоятельность существования);
• духовные мотивы (человек выполняет работу потому, что ему нравится профессия, содержание трудовой деятельности);
• социальные мотивы (для работника важным является его место в коллективе и складывающиеся внутри него взаимоотношения).
Материальная мотивация реализуется через ряд каналов: систему оплаты труда, систему дифференцированного учета видов и результативности труда, систему реализации полученных за труд денежных средств (развитие сферы расходования полученных трудовых доходов). К дополнительным стимулам, практически также являющимся материальными, мировая практика относит: оплату за счет фирмы транспортных расходов, субсидии на питание, помощь в оплате расходов на образование, оплачиваемые за счет фирмы медицинские обследования, поездки туристического характера в выходные дни и во время отпуска, расходы работодателя на страхование жизни работников и их иждивенцев, страхование от несчастных случаев и т.п.
Социальные, или моральные, стимулы основаны на нравственных ценностях человека, осознании работником своего труда как долга перед обществом, понимании ценности и полезности этого труда. К данной категории относят также побудительные мотивы, связанные с творческой насыщенностью и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями в трудовом коллективе, отношениями между работником и его руководителем, возможностью профессионально-квалификационного роста, самосовершенствования и самовыражения.
Организационная (или административная) мотивация опирается на закрепленное законом право администрации (работодателя) требовать от работников соблюдения принятых правил трудовой деятельности. Основа этого вида мотивации - дисциплина труда, а ее результат - дисциплинарная ответственность, предусматривающая меры воздействия на работника за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Административная мотивация включает и меры поощрения. Законом предусмотрено, что за образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются следующие меры поощрения: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой, занесение в Книгу почета и на Доску почета.
Требования к организации стимулирования труда:
- комплектность - единство материальных и моральных стимулов, коллективных и индивидуальных, наличие антистимулов;
- дифференцированность - разные социальные слои - разные стимулы (для молодежи -деньги, пожилым - уважение, похвала, публичные и индивидуальные стимулы и т. д.);
- гибкость и оперативность - пересмотр стимулов в зависимости от изменений в коллективе, немедленное вознаграждение.
Все названные факторы в отдельности и в совокупности формируют настрой работника, его готовность трудиться с максимальной отдачей. В то же время они создают предпосылки для полного использования трудового потенциала, воздействуют на трудовую отдачу.
Задание 1.
Мотивы:
1. Престиж, удовольствие, удовлетворение.
2. Власть и влияние.
3. Присутствие элемента состязательности.
4. Возможность самореализации как личности.
5. Высокий жизненный уровень, обеспечиваемый оплатой труда.
6. Возможности для карьеры.
7. Самостоятельность.
8. Условия для реализации своих идей.
9. Интересная деятельность.
10. Продолжительный отпуск.
11. Короткий рабочий день.
12. Гибкий рабочий график.
13. Признание.
14. Здоровый рабочий климат.
15. Надежное рабочее место.
16. Хорошее обеспечение в старости.
17. Хороший стиль управления.
18. Хорошие санитарно-гигиенические условия труда.
19. Степень автоматизации труда.
20. Перспектива на получение жилья.
21. Сплоченный коллектив,
22. Спокойная работа с четко определенным кругом обязанностей.
Постановка задачи
12. Проранжировать выбранные 10 мотивов - определить их приоритетность.
Задание 2.
1.В первую очередь необходимо ознакомить сотрудника с историей и процессом работы предприятия, используя свой авторитет руководителя рассказать об успехах и достижениях предприятия (например участие в крупных международных выставках и получение наград), а также о ближайших поставленных задачах в рамках предприятия цеха, отдела и тд(например запуск производства новых станков) . Руководитель уверенно со знанием дела рассказывает о содержании должностных обязанностей нового сотрудника и посредством убеждения указывает новому сотруднику включиться в рабочий процесс с максимальной отдачей и выполнить все поставленные задачи предприятия или отдельного цеха к указанному сроку.
Также руководитель озвучивает новичку о всех возможных социальных программах предприятия (например путевки в санаторий, бесплатные обеды, бесплатные курсы повышения квалификации), тем самым проявляя заботу о новом сотруднике.
2. Руководитель дает инструкции сотруднику о обязательном соблюдении всех должностных обязанностей, которые необходимо выполнять своевременно, качественно, соблюдая трудовую дисциплину и все правила регламентирующих документов предприятия (например Правила внутреннего трудового распорядка,, указав на дисциплинарные меры за неисполнение обязанностей. Важно отметить что новый сотрудник должен понимать, что его качественная работа сказывается на финансовом положении и авторитете предприятия. Тем самым во время работы обязательно быть внимательным, организованным, дисциплинированным.
Личность руководителя оказывает огромное влияние на работоспособность сотрудников.Сила, исходящая от личности руководителя, воздействует почти на все сферы: на производственный климат, на работоспособность и настрой членов команды и, следовательно, не в последнюю очередь на возможность достижения общего успеха.
Показать больше