Фрагмент для ознакомления
2
Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой игровой деятельности: К. Гросс, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин и др. Далее рассмотрим понятие игры и игровой деятельности, этапы развития игры, а также ее структуру.
Понятие игры и игровой деятельности
1.К. Гросс сделал первую попытку классифицировать детские игры.
2.П. П. Блонский. По мнению П. П. Блонского, игра представляет собой особую группу, которая включает в себя несколько видов деятельности.
3.Д. Б. Эльконин рассматривал игру как отдельную деятельность детей.
Игра – это ведущий тип деятельности дошкольников. Игра – это особый вид деятельности, который направлен на усвоение культурно-исторического опыта человечества.
Функции игры:
1.Развлечение,
2.Коммуникация,
3.Самореализация,
4.Терапия,
5.Диагностика,
6.Коррекция,
7.Социализация.
Д. Б. Эльконин выделял несколько постепенно усложняющихся видов игр:
1.Предметно-манипулятивная игра. Здесь действия ребенка сводятся к подражанию.
2.Сюжетно-ролевая игра. Данный вид игры направлен на усвоение норм межличностных взаимоотношений.
3.Игра с правилами.
Рассмотрим также и классификацию способов игр по Н. Я. Михайленко:
1.Условные предметные действия.
2.Поведение в контексте той или иной роли.
3.Развертывание сюжета.
Далее изучим роль игры в развитии психики ребенка:
1.Игра как способ изучения особенностей межличностного взаимодействия.
2.Игра как способ изучения особенностей соподчинения мотивов.
3.Развитие нравственных инстанций.
4.Формирование качественно новых мотивов.
5.Формирование и развитие новых продуктивных видов деятельности.
Рассмотрим также особенности игровой деятельности дошкольников.
Старших дошкольников привлекают, в основном, именно ролевые игры. Особенностью этих игр является то, что в них можно использовать одни предметы в качестве заменителей других, а также проигрывать разнообразные роли. Особенно характерно для дошкольников подражание взрослым в своих играх. Таким образом, здесь можно говорить о закладывании определенной модели поведения.
Также важно характеристикой становится то, что для детей важнее сам процесс игры, нежели ее результат. Дети играют ради самой игры, ради эмоциональных реакций, которые он в ней получает, а также ради общения с другими сверстниками.
Довольно часто в своих играх дети демонстрируют те вопросы, которые когда-либо были затронуты их родителями. Кроме того, для детей нет проблемы в том, чтобы заменить один предмет совершенно другим, наделяя его таким же значением и функциями.
Дети 5-6 лет в состоянии по несколько часов и даже дней концентрировать внимание на игровом сюжете. Также по мере взросления они отдают предпочтение тем или иным игровым ситуациям. Тогда как в младшем дошкольном возрасте преобладают бытовые тематики, в среднем больший интерес вызывают производственные обстоятельства, а старшие дошкольники увлечены общественно-политическими сценариями, нередко переплетенными с сюжетами любимых фильмов или книг. Правила для игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Развитие игровой деятельности дошкольников демонстрирует заметный прогресс по мере перехода детей их одной возрастной группы в другую. Малыши не в состоянии планировать развитие сюжета, а чаще повторяют одни и те же поступки взрослых.
Дети постарше демонстрируют творческий подход, а наиболее важными в игре считают отношения между игроками. Старшие дети дорожат распределением ролей и соблюдением правил игры.
Структура игры
По мнению Д. Б. Эльконина, в структуру игровой деятельности входит пять элементов.
1.Роли, которые были распределены перед началом игры.
2.Игровые действия.
3.Игровые предметы.
4.Взаимоотношения детей в процессе игры.
5.Сюжет игры.
Детские игры представлены в широком многообразии. Они различаются по своему сюжету, характеру, способу организации, возрастной специфики развития детей.
Единой классификации детских игр не существует, поскольку достаточно сложно определить исходную базу для их подразделения многие игры можно отнести к различным категориям, поскольку они выполняют широкий перечень функций.
Классификационные критерии группировки детских игр определяются концептуальной теорией игры.
В педагогике советского периода, классификация детских игр была дана П.Ф. Лесгафтом. Он сгруппировал детские игры, исходя из идеи о том, что психическое и физическое развитие ребенка должно протекать в едином направлении.
В своей теории, Лесгафт основывался на том, что детские игры раннего возраста носят имитационный характер. Дети повторяют процессы и явления, которые видят в окружающем мире, действия людей, которые окружают ребенка. Игра не должна носить обязательный, организованный характер. Дети моделируют процессы и явления в хаотичном направлении. Самостоятельное отражение увиденного и запечатленного ребенком позволяет сформировать навыки владения и распоряжения своими способностями, оценивать свои действия и преодолевать жизненные препятствия. Постепенно характер игр меняется. У детей развиваются определенные навыки действия, обусловленные развитием их физических и умственных способностей. Игры и их сюжетная направленность обогащаются впечатлениями детей, их возрастными потребностями и интересами.
Лесгафт определил, что всякая детская игра имеет воспитательное и развивающее значение. Особенно важны правила игры в воспитательном процессе. Ученым была разработана система подвижных игр, технология их организации, выявлены различия психологического воздействия на развитие личности игр, организованных по правилам от имитационных.
Все детские игры П.Ф. Лесгафт разделил на две большие группы:
1.Игры по правилам – сюда относятся подвижные игры, организованные на базе предписанных норм, которым необходимо следовать в процессе выполнения игровых действий. Эти игры носят подвижный характер и используются для детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также на дальнейших возрастных этапах развития.
2.Имитационные игры – включают игры подражательного характера. Предполагают отражение реальных поступков, процессов и явлений, увиденных детьми в игровом процессе. Используется для детей раннего и младшего дошкольного возраста, поскольку не требуют конкретных умственных и физических навыков ребенка.
Наиболее полная и расширенная группировка детских игр была предложена С. Л. Новоселовой. Она подразделила игры по системообразующему параметру личностной предприимчивости в игре и принятия игр, которые разрабатывают сами дети, в качестве способа их размышления об окружающем мире, базирующегося на представлении об инициативе развития той или иной игры.
Все детские игры Новоселова предлагает разделить на три больших класса.
Класс первый. Инициативные игры детей – игры, которые создаются детьми самостоятельно. Дети определяют их предназначение, задачи, функциональную роль, сюжет и правила протекания игрового процесса.
К этому классу игр относятся игры-эксперименты и сюжетно-ролевые игры. Они предназначены для развития познавательной активности, творческих способностей, умственных навыков. В процессе игровой деятельности, дети определяют новые мотивы и виды деятельности. игры, самодеятельного характера занимают ключевое место в игровой деятельности дошкольников. Их содержание является отображением деятельности детей, своего жизненного опыта, взаимоотношениями со взрослыми.
Класс второй. Инициативные игры взрослых – игры, которые создаются по желанию и необходимости взрослыми. Игровая задача, действия и правила игры являются фиксированными. Дети не выбирают их самостоятельно.
К такому типу относятся игры, обучающего характера, задачей которых является развитие определенных познавательных навыков, физических способностей и бытовых умений. Эти игры носят дидактический характер, могут быть сюжетно-дидактическими и подвижными. Также, к этому классу относятся досуговые игры, носящие развлекательную направленность. Игры могут протекать путем самостоятельной деятельности детей, но они не являются самодеятельными.
Досуговые игры могут проходить в форме забав, развлечений, театральных постановок, праздничных и карнавальных мероприятий, забав интеллектуальной направленности, компьютерных игр.
Класс третий. Традиционные народные игры – игры, основывающиеся на исторических традициях, обычаях и этносе народа. По своему содержанию такие игры носят народную направленность. Они были популярны в народной педагогике. Народные игры базируются на традиционной предметной среде. Благодаря применению игр этого класса, у детей развиваются универсальные родовые психические навыки и особые свойства психологии этноса, результатов деятельности которого стала игра. К примеру, сенсомоторная координация, навыки произвольного поведения, символическое мышление.
К этому классу относятся разнообразные обрядовые игры – культовые, семейные, сезонные; тренинговые игры – интеллектуальной, сенсомоторной, сезонной направленности; досуговые игры – народные забавы и игрища, тихие игры, развлекательные.
На современном этапе общественного развития игры подразделяются на две большие группы:
1.Творческие игры – они могут быть режиссерского, сюжетно-ролевого, театрализованного и конструкторского характера.
2.Игры по правилам – игры, которые разработаны последователями народной и научной педагогики, ориентированные на решение определенного круга воспитательных задач. Содержание и правила таких игр фиксированы. Такие игры могут быть дидактическими и подвижными.
Игровой деятельностью принято считать особую область человеческой активности, не ради стремления к каким-либо целям, а чтобы получить удовольствие, от проявлений физических и духовных сил.
Функция детских игр заключена в том, чтобы для всесторонне подготовить детей к жизни. По этой причине они имеют наследственную связь с другими видами деятельности человека и являются специфически детской формой познания, труда, общения, художественной деятельности и спорта. Также и названия игр зависят от той деятельности на которою направлены, например, познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные и т.д.
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр
Показать больше