Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из важных современных задач в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ, обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ достигают близкого к норме уровня психического развития к подростковому возрасту, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.
Часть наиболее "благополучных" детей с ОВЗ "уходит" из специального образовательного пространства в общеобразовательное.
Из «Словаря русского языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психологическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременно указывая возможные пути оптимального развития, при необходимости оказывая помощь и поддержку.
Целью психологического сопровождения является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.д.).
Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.
Следовательно, учебно-воспитательный процесс становится более ориентированным на личность ребенка, его индивидуальные возможности, способности и интересы.
Для эффективного, эксклюзивного обучения, в настоящее время разработан проект ФГОС для детей с ограниченными возможностями.
Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии своевременно начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Данная работа представляет собой программу индивидуального психологического сопровождения ребенка с нарушением зрения. Она является частью адаптированной образовательной программы.
Актуальность данной программы:
-объективным основанием для разработки программы, является наличие в образовательном учреждении детей с ОВЗ с нарушением зрения, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания;
-полная или частичная потеря зрения негативно сказывается на психическом развитии ребенка.
Тифлопсихологами установлено, что уже с первых месяцев своей жизни ребенок со зрительной патологией находится не в адекватных условиях развития с ребенком, имеющим нормальное зрение, так как зрение играет значительную роль в реализации основных познавательных действий и личности ребенка в целом.
Программа психолого-педагогического сопровождения составлена на основании комплекса нормативных документов федерального уровня.
1. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения
Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы дошкольного и начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностика проблем, информация о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в дошкольном образовательном учреждении детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка, системность, непрерывность, вариативность и рекомендательный характер.
Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с нарушением зрения осуществляют: логопед, психолог, воспитатель. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся.
В системе работы применяются следующие формы:
- проведение индивидуальной работы с детьми и их родителями - тематические беседы, посещение квартир, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
- проведение малых педагогических советов, административных советов;
- ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
- посещение, взаимное посещение занятий, анализ занятий с точки зрения сбережения здоровья;
- разработка методических рекомендаций воспитателю;
анкетирование детей, диагностика;
обследование детей по запросу родителей.
Содержание и формы работы:
- наблюдение за детьми (ежедневно);
- составление психолого-педагогической характеристики ребенка с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и другими детьми, уровень и особенности интеллектуального развития, основные виды трудностей при обучении ребенка;
- составление индивидуального маршрута сопровождения ребенка (вместе с психологом и воспитателем), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы.
Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:
- формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умения сравнивать, сопоставлять;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти и восприятия.
Осуществляется организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для детей с нарушением зрения.
Поскольку ребенок с нарушением зрения получает недостаточно визуальной информации, ему необходимо овладеть компенсаторными навыками. Предназначение компенсаторных навыков и умений в том, что они «помогают преодолевать недостаток фоновых умений и навыков». Компенсаторные навыки предполагают использование функций разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных. Приобретение и
Показать больше