Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность разработки программы комплексной реабилитации или абилитации детей дошкольного возраста с умственной отсталостью в условиях нестационарного учреждения социального обслуживания (далее Программа) обусловлена необходимостью реализации гарантированного права каждого человека с инвалидностью на получение комплекса реабилитационно-абилитационных услуг независимо от места проживания, тяжести течения и нозологического вида инвалидизирующего заболевания. С ратификацией Конвенции о правах инвалидов государство берет на себя обязательства по обеспечению права всех инвалидов жить в обычных местах проживания по их выбору, права свободного доступа к услугам, оказываемым по месту проживания, включая персональную помощь для поддержания приемлемого образа жизни и исключения изоляции от общества.
1. Цель и задачи Программы
Настоящая Программа рассчитана на детей лет с нарушением интеллекта без грубых и опасных нарушений поведения и острой психической соматики, способных к обучению элементарным навыкам самообслуживания и общественно-полезной деятельности. Длительность реализации Программы зависит от нозологии и тяжести течения инвалидности, а также от индивидуальных особенностей личности. В Программу включены мероприятия по социально-средовой, социальнобытовой, психолого-педагогической, физкультурно-оздоровительной и социокультурной реабилитации. Важной составляющей Программы является раздел по включению родителей в процесс адаптации детей с нарушением интеллекта как равноправных его субъектов. Комплекс методических приемов по реализации Программы включает показ, разъяснение, беседу, сюжетно-ролевые и динамичные игры, экскурсии, театрализованный спектакль, тренинг, трудотерапию, наблюдение, эксперимент. При необходимости можно использовать другие приемы.
2. Виды и последовательность реализации мероприятий Программы Реализация Программы проводится поэтапно и начинается с проведения диагностики, основной целью которой является определение наиболее развитых функций детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта для последующего подбора индивидуального комплекса абилитационнореабилитационных мероприятий (табл.1). При проведении диагностики полями исследования являются: - реабилитационный потенциал семьи; - личностные мотивации и жизненные установки ребенка; - степень развитости коммуникативных и мыслительных способностей, - социально-бытовых навыков, социально-средовой ориентации; - двигательная активность. Первичная диагностика проводится индивидуально и начинается со знакомства с семьей, в которой проживает инвалид. Все сведения о родителях, других членах семьи, условиях проживания, социально-экономическом положении, эмоционально-психологическом климате заносятся в карту
2
клиента, которая в обязательном порядке заводится специалистом учреждения социального обслуживания. Психологическое обследование проводится индивидуально до и после реабилитационных мероприятий. До проведения мероприятий выявляются индивидуальные особенности и потенциальные возможности личности индивида, после – для оценки эффективности проведенных мероприятий. При проведении обследования исследуются: • внимание, зрительное и зрительно-пространственное восприятие (узнавание реальных объектов, узнавание составных фигур); • цветовое восприятие: (название цветов; подбор оттенков по эталону); • речь: (спонтанная речь - беседа, автоматизированная речь - цифровой ряд от 1 до 10, дни недели, месяцы года), название предметов по картинкам; • память: память на образы - необходимо запомнить как можно больше картинок, кратковременная память - запоминание серии слов, пересказ прочитанного; • интеллект: понимание смысла рассказов, понимание сюжетных картинок, подбор аналогий, классификация предметных изображений. Педагогическое обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. При этом выявляются: • умения и навыки самообслуживания; • способность общения в группе.
Заключение
Начальной стадией подготовки к сопровождаемому проживанию можно считать группы краткосрочного пребывания детей дошкольного возраста в «шаговой доступности» в условиях муниципальных комплексных центров социального обслуживания населения, алгоритм функционирования которых изложен в настоящей программе. Более сложной и эффективный технологией формирования социально-бытовых навыков для самостоятельного проживания является «учебно-тренировочная «квартира», функционирующая как специализированное отделение социального учреждения. В условиях тренировочной квартиры происходит полное «погружение» ребенка в смоделированные бытовые ситуации, что, в конечном итоге, приводит к выработке и последующему закреплению знаний и опыта по преодолению разных жизненно важных «внутренних» и «внешних» барьеров.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации 2. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (утверждена коллегией Министерства образования РФ); 3. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с. 4. Методическое пособие под редакцией Н.В. Калининой, Л.И. Наумовой. - Ульяновск: 2008 г. «Культурологическое образование: формирование культуры общения и культуры читателя у младших школьников» 5. Мостюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / под ред. В.И. Селиверстова. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с. 6. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с.