Фрагмент для ознакомления
2
16. Выготский и его социально-историческая теория когнитивного развития подобно тому, как люди создавали орудия труда, чтобы осваивать окружающую природную среду, они также создают «психологические орудия», чтобы контролировать собственное поведение.
Речь способствует не только развитию индивидуального мышления ребенка, но овладению ею позволяет ему принимать осмысленное участие в общественной жизни. Уже к трем-четырем годам, отмечает Выготский, дети начинают в одиночестве вести диалоги, которыми обычно обмениваются с другими людьми.
17. Психоаналитическая теория Фрейда Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.
Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.
Человек рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития. Психосексуальное развитие - биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от культурного уровня.
Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях: оральной, анальной, фаллической и генитальной.
18. Эриксон и восемь стадий жизни Эриксон разработал модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. Основное понятие его теории — «эго-идентичность» или, иначе говоря, целостность личности. Формирование эго-идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий.
Эриксон выделил 8 стадий развития личности от рождения до смерти.
ВОЗРАСТ ОБЩИЕ СТАДИИ ЭРИКСОНА
0 – 1 год Доверие против Недоверия: Надежда
1 – 3 года Автономия против Стыда и Сомнения: Воля
3 – 6 лет Инициатива против Вины: Целеустремленность
6 – 11 лет Трудолюбие против Чувства неполноценности: Компетентность
Отрочество и юность Идентичность против Спутанности ролей: Верность
Ранняя взрослость Близость против Изоляции: Любовь
Взрослость Генеративность против Поглощенности собой (Стагнации): Забота
Старость Целостность эго против Отчаяния: Мудрость
19. Маргарет Малер и ее теория отделения/индивидуации психодинамическая модель развития, подчеркивающая важность взаимодействия со средой в противоположность внутренним психическим инстинктам и биологическим импульсам, не связанным с восприятием окружающего мира. Согласно этой концепции, отношения ребенка с «объектами» (людьми и вещами) его окружающей среды определяют его последующую функциональность. Другими словами, модели поведения и отношений людей во взрослой жизни закладываются их семейным опытом в младенчестве.
20. Беттельхейм об аутизме: уроки психоаналитической терапии для психологии развития С точки зрения Беттельхейма, терапия аутизма должна включать: (1) создание для аутичных детей атмосферы любви и заботы, (2) обеспечивающей условия для развития у них такой степени доверия к другим людям, которая придала бы им смелости для совершения первых шагов к автономному действию. Беттельхейм также считал, что (3) дети будут продвигаться вперед в своем развитии только при условии проявления к ним уважения как к полноценным человеческим существам, включая уважение к их симптомам как величайшим достижениям в процессе борьбы за облегчение собственных страданий. Наконец, (4) дети могут сдвинуться с аутистической позиции, только если работающему с ними персоналу удастся довести до их сознания, что взрослые не просто хотят «перетащить их в свой разумный мир», а пытаются понять уникальный опыт самих детей.
Показать больше