Фрагмент для ознакомления
2
Адвокат: понятие и правовое положение
В общей теории государства и права весьма распространена точка зрения, согласно которой юридическая деятельность может быть правотворческой и правоприменительной, а правоохранительная является одной из разновидностей последней. Вместе с тем в последнее время теория юридической деятельности получила новый вектор развития, и многие ученые выделяют такие виды юридической деятельности, как правоохранительная, правозащитная, правообеспечительная, контроль и надзор.
Нередко ученые-теоретики, считая понятие правоохранительной деятельности само собой разумеющимся, используют его в своих научных трудах, не приводя определения, а ограничиваясь перечислением мероприятий, входящих в содержание правоохранительной деятельности. Так, И.С. Самощенко рассматривал последнюю как активно властную деятельность по принуждению к исполнению требований правовых норм.
С.С. Алексеев понимал ее как деятельность государственных органов по исследованию обстоятельств деяний, в которых обнаруживаются признаки правонарушений, принятие специальных юридических мер воздействия против противоправных деяний и претворение их в жизнь .
Ситуация усложняется отсутствием законодательной позиции по данному поводу, хотя зачастую термин «правоохранительная деятельность» в отечественных нормативных правовых актах встречается. В международных документах данная дефиниция также упоминается, но без раскрытия ее сути. И только опираясь на законы логики, можно определить смысл, вкладываемый в содержание исследуемого понятия.
Во встречающихся на страницах печати рассуждениях о правоохранительной деятельности часто подчеркивается, что ее необходимо рассматривать в узком и широком смыслах.
В узком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность специально уполномоченных государственных органов по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав, свобод и законных интересов различных субъектов права. Основой данной позиции выступали нормативные предписания, в которых закреплялось определение правоохранительной службы, с 1 января 2016 года утратившее силу.
Широкая трактовка понятия правоохранительной деятельности позволяет решить ряд задач, а именно:
соблюдать порядок создания различных организаций в целях исключения появления структур, ориентированных на совершение правонарушений;
ограничивать деятельность организаций, не способных оказывать социально-культурные, хозяйственные и иные услуги;
удостоверять факты совершения юридически значимых действий или наличие (отсутствие) события;
формировать правовой режим, не допускающий совершения противоправных деяний и обеспечивающий их выявление с помощью различных контрольно-надзорных проверок.
Решение перечисленных задач обеспечивают не только органы государственной власти, но и негосударственные структуры: частный нотариат, адвокатура, частные детективы и охранники, арбитражные управляющие и другие субъекты, созданные на базе частной собственности и действующие на возмездной основе для потребителя услуг. Однако, понимая правоохранительную деятельность в таком контексте, можно прийти к выводу о том, что ее осуществляют в той или иной степени все органы государства, в т. ч. и законодательные (представительные) .
Как уже отмечалось выше, в современной юридической науке правозащитная деятельность многими исследователями рассматривается как самостоятельный вид юридической деятельности.
Вместе с тем в юридической литературе встречаются иные мнения. Так, одни понимают правозащиту как часть правоохраны, другие считают, что в сфере правоохранительной деятельности государства, его органов и должностных лиц правозащитная деятельность отсутствует, поскольку охрана прав и свобод граждан, юридических лиц или самого государственного органа осуществляется в пределах предоставленных законом полномочий против любых противоправных деяний. Третьи рассматривают их как синонимичные, взаимозаменяющие друг друга понятия .
На наш взгляд, правоохранительную и правозащитную деятельности следует рассматривать как самостоятельные виды юридической деятельности, хотя и тесно взаимосвязанные. О правильности сделанного вывода говорит анализ положений отечественного законодательства. Так, ст. 2 Конституции РФ четко различает, с одной стороны, защиту прав и свобод человека и гражданина, а с другой – их обеспечение, признание, соблюдение и охрану. Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 10 января 2012 года № 5 «О внесении изменений в номенклатуру специальностей научных работников, утвержденную приказом Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2009 года № 59 «Об утверждении Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» наряду с правоохранительной деятельностью появилась правозащитная.
Показать больше