Фрагмент для ознакомления
2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ И МЕТОДОВ
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Один из видов классификации финансового контроля основывается на формах его осуществления. Так что же такое форма финансового контроля? Форма финансового контроля – конкретные дей-ствия по осуществлению финансового контроля. В зависимости от временных промежутков осу-ществления финансового контроля выделяют следующие 3 формы, которые находятся в тесной связи между собой, что отражает непрерывность самого контроля.
1. Предварительный контроль осуществляется до проведения финансовых операций на ста-дии составления, обсуждения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учре-дительных документов и пр. Предварительный контроль предназначен для предотвращения не-законного, иррационального или неэффективного использования средств и ресурсов.
2. Текущий контроль. По названию данной формы контроля становится ясно, что он прово-дится непосредственно во время проведения хозяйственных и финансовых операций по форми-рованию и использованию государственных средств органами государственной власти, юридиче-скими и физическими лицами. Инструментом осуществления текущего контроля является про-верка данных первичных документов, оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций и ви-зуального наблюдения. Данный вид контроля характеризуется оперативностью и гибкостью. Те просчеты, ошибки, попытки злоупотреблений, которые не были обнаружены в ходе предвари-тельного контроля, могут быть выявлены на стадии текущего контроля.
3. Последующий контроль реализуется после проведения финансовых операций. Он прохо-дит путем рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Данный вид финансо-вого контроля направлен на выявление тех нарушений, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. По результатам мероприятий последующего контроля составляются акты, имеющие юридическую силу .
Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются прие-мы, способы и средства его проведения. К ним относятся ревизия, обследование, проверка, санк-ционирование операций, экспертиза.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по проверке законно-сти, целесообразности и эффективности совершенных хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Она состоит в проверке первичных документов, на основе которых проводились финансовые и прочие операции, учетных регистров, данных складского и бухгалтерского учета, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей. В ходе ревизии проводятся инвентаризации. Ревизии могут быть фрон-тальными (комплексными) и выборочными. По результатам ревизии подписывается акт, в кото-ром излагаются результаты ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений. Данный акт имеет юридическую силу источника доказательств в след-ственной и судебной практике.
Обследование – оперативное выявление положения дел по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности, чтобы определить необходимость или документальные возможно-сти проведения ревизии или проверки. Обследование осуществляется путем предварительного изучения изъятых или имеющихся документов организации. Результаты обследования оформля-ются заключением.
Проверка – контрольные действия, направленные на фактическое и документальное изучение законности финансовой деятельности в целом и отдельных финансовых операций. Кроме того, в ходе проверки устанавливается достоверность и подлинность бюджетного, бухгалтерского учета и отчетности за взятый период времени. Результаты проверки так же, как и результаты ревизии, оформляются актом.
В зависимости от места проведения проверки делятся на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки.
Санкционирование операций. По сути, это проверка документов, которые были предоставлены для проведения какой-либо финансовой деятельности. Так что же проверяется? Во-первых, нали-чие всех необходимых документов. Во-вторых, соответствует ли указанная в данных документах информация действительности и не противоречит ли она требованиям бюджетного законода-тельства РФ и иных нормативно-правовых актов.
Экспертиза. Основная цель экспертизы понять насколько экономически эффективны и целесооб-разны те или иные финансовые решения. Кроме того, во время проведения экспертизы оценива-ются юридические последствия, к которым могут привести или не привести эти решения. Приме-ром проведения такого метода контроля является проводимая Счетной палатой РФ экспертиза проекта федерального бюджета с последующим составлением заключения,
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.06.2019) // Со-брание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 06.06.2019) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
3. Постановление Правительства РФ от 26.03.2003 N 173 (ред. от 24.01.2011) «О порядке опре-деления и опубликования перечня государств (территорий), которые не выполняют рекоменда-ции Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)» [Электронный ис-точник] / https://base.garant.ru/12130354/ (дата обращения 16.06.2019)
4. Указ Президента РФ от 01.11.2001 N 1263 (ред. от 22.03.2005) «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и фи-нансированию терроризма» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33838/ (дата обращения 16.06.2019)
5. Указ Президента РФ от 13.06.2012 N 808 (ред. от 08.03.2016) «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131097/ (дата обращения 16.06.2019)
6. Федеральный закон от 07.08.2001N 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О противодействии легали-зации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (дата обра-щения 16.06.2019)
Литература
1. Едронова В.Н. Развитие системы финансового мониторинга в Российской Федерации / В.Н. Едронова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - №5. – С. 6-19.
2. Касьянова Г.Ю. Камеральная налоговая проверка: содержание, порядок проведения, по-следствия / Г.Ю. Касьянова. - М.: Аргумент, 2014. - 831 c.
3. Колесов Р.В., Юрченко А.В. Система государственного финансового контроля РФ: пробле-мы и перспективы: Монография. – Ярославль: ЯФ МФЮА, 2013. – 100 с.
4. Лермонтов Ю.М. Выездная налоговая проверка // Аудит и налогообложение. – 2014. - №2. - С. 28-33.
5. Прошунин М.М., Татчук М.А. Финансовый мониторинг (противодействие легализации (от-мыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма). - Калинин-град: БФУ им. Канта, 2014. - 417 с.
6. Финансовый контроль в сфере публичных и частных финансов: Материалы международ-ной научно-практической конференции. Москва, 25 ноября 2016 г. / Под ред. И.А. Цинделиани. - М.: РГУП, 2017 – 419 с. С 41-51
Электронные ресурсы
1. Федеральная служба по финансовому мониторингу: [Электронный ресурс]. М., 2001-2019. URL: http://www.fedsfm.ru/ (дата обращения 16.06.2019)