Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня государственный образовательный стандарт четко не регламентирует и не регулирует само понятие и формы социального партнерства ДОО с семьей. Более того такая ситуация привела к тому, что каждое ДОО самостоятельно определяет для себя формы, виды и объем социального партнерства.
Конечным результатом такой практики является тот простой факт, что специализированные сайты, а так же специализированные научные издания переполнены учебно-методическими разработками педагогов ДОО направленных на формирование успешного социального партнерства. Соответственно каждое ДОО изыскивает для этого свой особый путь и предлагает свою программу формирования социального партнерства семьи и ДОО.
С другой стороны следует признать, что социальное партнерства семьи и ДОО является важной составляющей развития и становления ребенка. Такие родоначальники педагогики и возрастной психологии как Л.С. Выготский или К.Д. Ушинский отмечали, что в развитии ребенка важно соблюдать гармонию. Другими словами усилия воспитателей ДОО должны совпадать с усилиями родителей ребенка дома.
Только в этом случае ребенок имеет возможность развиться в полноценную адекватную личность готовую бороться с любыми трудностями. Если в развитии ребенка ДОО и семья будут идти не в одном ритме, возможны провалы в воспитании и развитии ребенка. Отдельно взятые черты личности могут оказаться развитыми не до конца и т.д.
1. Обзор понятий о ДОО и социальном партнерстве
1.1. Понятие о детской образовательной организации
Направления в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) выдают, как правило, детям, достигшим трехлетнего возраста, но многие родители начинают водить малышей на развивающие занятия гораздо раньше. Многочисленные платные детские центры предлагают огромный выбор направлений: рисование, ритмика, лепка, конструирование, обучающие программы для малышей и другие. Во многих муниципальных детских садах имеются группы кратковременного пребывания, куда родители приводят деток на пару часов. Это особенно актуально для малышей, которым еще тяжело расставаться с мамой на долгое время.
К дошкольным образовательным организациям относятся [1, с. 21]:
• детские сады;
• детские сады, в которых приоритет отдается определенному направлению развития;
• коррекционные детские сады;
• детские центры.
Дети в дошкольных организациях могут находиться полный день (12 часов) или же приходить туда на несколько часов. В группах кратковременного пребывания оказываются услуги по присмотру и уходу за детьми, а в некоторых малышей еще и обучают.
Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность образовательной организации дошкольного образования осуществляется в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Между родителями и учреждением заключается договор, в котором четко прописаны права и обязанности сторон. Пребывание в ДОУ положительно влияет на детей, потому как там они учатся налаживать отношения со сверстниками, узнают много нового об окружающем мире.
1.2. Понятие о социальном партнерстве в ДОО
В современном мире решение проблемы воспитания и развития ребенка одна из актуальных на сегодняшний день. Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой».
Открытое дошкольное учреждение это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения, как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения открытого типа в микросоциуме состоит в том, чтобы способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать укреплению их здоровья и благополучия, развитию и формированию социальных навыков у детей [10, с. 33].
Развитие взаимодействия ДОО с другими социальными институтами, иными словами, социального партнерства, и является одним из ведущих условий достижения поставленной задачи.
Социальное партнерство предполагает [3]:
• формирование единого информационного образовательного пространства;
• налаживание конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными институтами.
Условиями эффективного взаимодействия ДОО с социальными партнерами выступают [5]:
• открытость ДОО;
• установление доверительных и деловых контактов;
• использование образовательного и творческого потенциала социума;
• использование активных форм и методов общения.
Основными принципами сотрудничества являются [3]:
• установление интересов каждого из партнера;
• совместное формирование целей и задач деятельности;
• осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем;
• выработка четких правил действий в процессе сотрудничества;
• значимость социального партнерства для каждой из сторон.
Основные формы организации социального партнерства [7]:
• совместные мероприятия;
• коллективно-творческие мероприятия;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. / Доронова Т.Н. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 120 с.
2. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей: родительские собрания и конференции, дисскусии, практикумы, встречи за круглым столом /авт. – сост. Сертакова Н.М.. – Волгоград: Учитель, 2015. – 203 с.
3. Казакова Е.И. Презентация к занятию (средняя группа) по теме: «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка. Радость общения. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/12/28/sotsialnoe-partnerstvo-semi-i-dou-kak-resurs (дата обращения: 18.06.2019).
4. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями/ Давыдова О.И., Майер А.А. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2012. – 128 с.
5. Кондратьева Л.И. Социальное партнерство как ресурс формирования гармоничной личности дошкольника. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-socialnoe-partnerstvo-kak-resurs-formirovanija-garmonichnoi-lichnosti-doshkolnika.html (дата обращения: 20.06.2019).
6. Мосунова Н.А. Социальное партнерство ДОУ и семьи как ресурс развития личности ребенка. URL: https://infourok.ru/socialnoe-partnerstvo-dou-i-semi-kak-resurs-razvitiya-lichnosti-rebenka-2614721.htm (дата обращения: 18.06.2019).
7. Насибуллина С.Л., Курышова И.А. Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка // Совушка. 2019. N2 (16). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/16/ (дата обращения: 20.06.2019).
8. Пойминова Е.В. Особенности социального партнерства детского сада и семьи [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 62-64. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13156/ (дата обращения: 19.06.2019).
9. Работа ДОУ с семьей: Методические рекомендации. / Козлова А.В., Дешеулина Р.П. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с
10. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: метод. Пособие для воспитателей ДОУ/ Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 144 с.
11. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Электронный ресурс] // Проблемы и перспективы развития образования (II): — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71–74 Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/58/2308/ (дата обращения: 19.06.2019).