Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире инновации и инновационный менеджмент играет значительную роль в самых различных областях деятельности, начиная с социальной сферы, заканчивая производственной сферой современного общества. Инновации и основанное на их при-менении организационное развитие, как компании, относящейся к производственной сфере, так и общества в целом, в настоящее время становится неотъемлемой частью всех существующих процессов. Наиболее распространенным определением инновации явля-ется восприятие данного понятия в качестве результата применения интеллектуального решения и получение новшества (новые знания, идеи и пр.), которое до этого времени не применялось в обществе. Результатами инновационной деятельности могут быть новые технологии, продукты или услуги, а также новые формы существования общества, в том числе в научной сфере, сфере образования, сфере управления, сфере услуг и / или обслу-живания и многих других сферах. Также неотделимым этапом в процессе инноваций ста-новится этап внедрения данных инноваций, который выражается в форме определенного результата – прибыли, улучшения какого-либо процесса, превосходство или лидерство в какой-либо сфере и др. Одним из основных направлений инновационного развития эко-номики выступает автоматизация и роботизация производственной деятельности. Это и обуславливает актуальность данной курсовой работы.
Теоретическая база данной работы представлена научными трудами таких исследователей и ученых как И.В. Афонин, В.Я. Горфинкель, Д.С. Львов, В.Г. Медынский, Б. Мильнер, Т.И. Овчинникова, Р.А. Фатхутдинов, В.А. Швандар и многие другие.
Объект работы – инновационные процессы обновления производства.
Предмет работы – процесс роботизации и его влияние на экономику страны.
Цель работы – проанализировать процесс роботизации и его влияние на экономику стра-ны.
Задачи работы:
- определение и выявление сущности инновационных процессов;
- анализ взаимосвязи инновационной и инвестиционной политики в производстве;
- выявление этапов разработки инновационной политики предприятия на примере про-изводства;
- обоснование путей совершенствования инновационной политики;
- выявление особенностей роботизации деятельности;
- определение влияния роботизации на экономику страны;
- описание особенностей применения роботизации для управления персоналом.
Методологической основой исследования являются следующие методы:
- логический метод;
- метод системного анализа;
- сравнительный метод;
- метод аналогий;
- методы индукции и дедукции.
Данная работа включает введение, две главы, практическую часть и заключение, список использованных источников. В первой главе рассмотрены теоретико-методологические основы инноваций и сущность инновационных процессов. Во второй главе проведен анализ процесса роботизации в современной экономике. Практическая часть представле-на в виде программы, записанной на языке Pascal, которая может быть использована как база для создания робота, ориентированного на упрощение процесса управления и обуче-ния персонала в организации.
1 Основные черты процесса роботизации
В современном мире большинство организаций стремятся увеличить эффективность дея-тельности и снизить затраты на данную деятельность. Основной задачей современных организаций является выпуск высококонкурентной продукции и услуг с минимальными затратами и в самые короткие сроки. Осуществление данной деятельности влечет за со-бой обязательную оптимизацию бизнес-процессов организации, повышение эффективно-сти деятельности всех структурных подразделений компании с одновременным соблюде-нием высокого качества. Как результат – происходит внедрение новых цифровых техно-логий, которые повышают эффективность деятельности компании при стабильном соста-ве сотрудников или даже при их сокращении.
На рисунке 1 приведена «Индустрия 4.0» о наступлении которой говорят многие иссле-дователи и ученые.
Рисунок 1 – Индустрия 4.0
Согласно различным исследованиям, проведенным в последние годы в мире, в ближай-шие несколько лет ожидается интенсивный рост глобального рынка роботизации процес-сов до 2,7 млрд. долл. ежегодно со среднегодовым приростом около 29% .
Глобальным бизнес-трендом сейчас является активное использование цифровых техноло-гий. Данный тренд был когда-то хорошо описан таким ученым как Рутгер Брегман, кото-рый в своей книге «Утопия для реалистов. Как построить идеальный мир» отметил, что будущее уже здесь, но только оно распределено неравномерно . Данная фраза очень хо-рошо характеризует использование технологий в бизнес-процессах.
По мнению Клауса Шваба, который является основателем Всемирного экономического форума, на смену третьей промышленной революции (цифровые компьютеры и эволю-ция информационных технологий) идет четвертая, которая нивелирует границы между цифровыми, физическими и биологическими сферами деятельности .
Аналитиками ведущей международной консалтинговой компании McKinsey&Company было изучено более 2000 задач, которые выполнялись людьми 800 разных профессий, и на основе данного анализа был сделан вывод, что около 50% работы можно было бы ав-томатизировать с использованием текущих технологий. При этом 5% из изученных про-фессий можно полностью автоматизировать, а 60% профессий можно автоматизировать как минимум на 30%-40%. В таблице 2 приведен потенциал автоматизации и роботиза-ции в разных странах и примерное количество граждан данных стран, которых затронет данный процесс .
Таблица 2
Прогноз автоматизации и роботизации
Страна Потенциал автоматизации (%) Количество человек, которые будут за-тронуты автоматизацией (млн. человек)
Япония 56 35,6
Индия 52 235,1
Китай 51 395,3
Россия 50 35,4
Франция 43 9,7
Германия 48 20,5
Испания 48 8,7
Великобритания 43 11,9
США 46 60,6
Италия 50 11,8
Канада 47 7,2
В том числе в данном исследовании был проведен анализ ситуации в России в разрезе различных сфер деятельности, который представлен в таблице 3 .
Таблица 3
Прогноз автоматизации и роботизации
Сфера Потенциал автоматизации (%) Количество человек, которые будут затронуты автоматизацией (млн. человек)
Производство 54 6,5
Ритейл 52 5,5
Административные и правительственные учреждения 47 3,6
Образование 20 1,3
Транспорт и логистика 75 4,3
Здравоохранение и социальная поддержка 41 2,2
Сельское х-во, лесное хозяйство, охота и рыболовство 64 3,3
Строительство 64 3,1
Информационный сектор 40 0,858
Финансы и страхование 43 0,92
Научно-технический сектор 36 0,673
Операции с недвижимостью 37 0,462
Сфера искусства, развлечения и отдыха 33 0,373
Прочие услуги 47 0,479
Добывающая промышленность 68 0,585
Гостиничный бизнес и общественное питание 67 0,57
Оптовая торговля 54 0,428
ЖКХ 52 0,313
Топ-менеджмент организаций 65 0,014
Применение цифровых технологий и тенденции глобализации позволяют современным организациям вести борьбу за клиентов в мировом масштабе. Преимуществом станет об-ладать та компания, которая сможет предоставить своевременный, надежный и удобный сервис-продукт, сохранив при этом операционную эффективность. Организации должны постоянно анализировать изменения, проявляя открытость и гибкость. Новые возможно-сти зачастую возникают на стыке разных областей деятельности и технологий, поэтому необходимо не только постоянно отслеживать появляющиеся разра
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Архипова Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалав-ров. – М.: Проспект, 2016. – 224 c.
2) Афонин И.В. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2015. – 224 с.
3) Басовский Л.Е. Менеджмент: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 256 с.
4) Брегман Р. Утопия для реалистов. Как построить идеальный мир. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 356 с.
5) Веснин В.Р. Менеджмент: учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2018. – 176 с.
6) Виханский О.С. Менеджмент: учебник. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2014. – 656 с.
7) Власов М.В. Оптимизация процессов управления новыми знаниями // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. – № 4. – С. 3.
8) Дейнека А.В. Управление персоналом организации: учебник для бакалавров. – М.: Дашков и К, 2015. – 288 c.
9) Инновационный менеджмент: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 391 с.
10) Лианский М. Реструктуризация предприятий на основе формирования антикри-зисной стратегии // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 11. – С. 56-62.
11) Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций: учебное пособие для ву-зов. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2017. – 288 с.
12) Маслова В.М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 492 c.
13) Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 295 с.
14) Мелихов Ю.Е. Управление персоналом: портфель надежных технологий: учебно-практическое пособие. – М.: Дашков и К, 2015. – 344 c.
15) Менеджмент организации: учебные и производственные практики: учебное посо-бие / под общ. ред. Э.М. Короткова, С.Д. Резника. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. – 272 с.
16) Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2017. – 672 с.
17) Михайлина Г.И. Управление персоналом: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2016. – 280 c.
18) Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: учебник для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 424 c.
19) Одегов Ю.Г. Управление персоналом: учебник для бакалавров. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 513 c.
20) Официальный сайт McKinsey&Company. – Режим доступа: https://www.mckinsey.com
21) Официальный сайт Всемирного экономического форума. – Режим доступа: https://www.weforum.org
22) Пономарева Г.Т., Рафикова А.Р. Автоматизация и роботизация как одно из направ-лений инновационного развития экономики // Вопросы экономики и управления. – 2018. – № 4. – С. 1-8.
23) Роботизация бизнес-процессов // Ernst&Young. – Режим доступа: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-report-robotics-kbd-2017-rus/%24FILE/ey-report-robotics-kbd-2017-rus.pdf
24) Роботизация в России – достижения и перспективы // Информационное агентство «Индустриальные Новости». – 12.04.2017. – Режим доступа: https://ria-in.ru/it-industriya/robotizatsiya-v-rossii-dostizheniya-i-perspektivy
25) Тимофеев Д.В. Системный подход к разработке стратегических планов в условиях активной инновационной деятельности // Менеджмент в России и за рубежом. – 2018. – № 5. – С. 28.
26) Управление организацией: учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, И.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 736 с.
27) Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник. – СПб.: Питер, 2013. – 448 с.
28) Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 326 с.
29) Ширенбек Х. Экономика предприятия: учебник для вузов / Пер. с нем. под общ. ред. И.П. Бойко, С.В. Валдайцева, К. Рихтера. – СПб.: Питер, 2015. – 848 с.
30) Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982. – 454 с.