Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Макроэкономическая динамика может стать одним из оснований для заключения о снижении эффективности государственного управления в стране. Это создает реальную угрозу дальнейше-го падения доверия населения и бизнеса к органам власти и лицам, принимающим решения, и в конечном итоге — торможения и дальнейшего отставания в развитии. Учитывая существующее неудовлетворительное состояние большинства макроэкономических показателей развития рос-сийской экономики и социальной сферы, Президент РФ в Послании Федеральному собранию определил важнейшие национальные цели, стратегические задачи и приоритеты развития на 2018-2024 годы.
Для этого исполнительная власть должна подготовить и принять научно обоснованные решения по вопросам финансового, материально-технического, методического, нормативно-правового, информационного, технологического, кадрового и иных видов ресурсного и институционального обеспечения сценариев достижения поставленных целей («дорожных карт»), а также создать систему эффективного контроля хода реализации этих решений.
Однако действующая система управления экономики практически не меняется. Целевые про-граммы снова будут верстаться под принятый на 2019-2021 годы бюджет на основе выделенных на их реализацию средств. В результате ожидаемое состояние экономики на конец 2021 года вряд ли позволит создать необходимые предпосылки для решения поставленных в послании президента целей и задач.
Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы, целью которой является изу-чение особенностей экономики РФ.
1. Российский механизм приватизации: цели, проблемы и результаты осуществления
Приватизация (от лат. privatus — частный) — процесс разгосударствления собственности на сред-ства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы.
Приватизация может осуществляться посредством продажи или безвозмездной передачи объ-ектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с об-разованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.
Массовая приватизация государственных предприятий, в которой приняло участие все населе-ние страны, проходила в первой половине 90-х гг. прошлого века. Механизм ее осуществления был связан с использованием специально для этого созданных приватизационных ценных бумаг — ваучеров. Их срок существования в соответствии с законодательством закончился в 1996 г. Невозврат к данному способу разгосударствления экономики был подтвержден принятием Фе-дерального Закона «О внесении изменений в подраздел 3 раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» № 142 от 2 июля 2013 г., который вступил в силу с 1 октября 2013 г. В связи с данным законом ваучеры были исключены из списка ценных бумаг РФ.
Можно различить «малую приватизацию», касаемую предприятий, не играющих существенной роли в экономике, и «большую приватизацию». Большая приватизация относится к предприяти-ям, которые могут влиять на развитие всех отраслей российской экономики.
В связи с этим вопрос об их приватизации решает руководство Российской Федерации в условиях сложных дискуссий и занимает много времени.
Цель современной приватизации заключается в росте темпов экономического развития посред-ством формирования и развития конкурентной среды.
Непосредственный результат заключается в пополнении доходной части бюджета государства.
Основными целями приватизации являются:
1. Экономическая цель, состоящая в повышении эффективности функционирования хозяйства.
2. Фискальная цель, заключающаяся в увеличении доходов государственного бюджета посред-ством продажи компаний в частные руки.
3. Социальная (обеспечение социального мира).
4. Перераспределение экономических основ власти.
В связи с отсутствием института рыночной оценки приватизируемого имущества имело место существенное занижение его продажной цены.
Кроме того, не было надежного механизма контроля за соответствующим исполнением своих обязательств покупателями государственного имущества.
В итоге инвестиционные средства не поступали на развитие предприятий, а только «прокачива-лись» через расчетные счета этих предприятий.
Такая схема приватизации провоцировала спад производства, ставила предприятие на грань банкротства со всеми вытекающими из этого последствиями.
В процессе приватизации исполнительная власть не раз применяла незаконные способы прода-жи государственного имущества, например, залоговые аукционы.
Впоследствии эти действия привели к скрытой форме приватизации отдельных крупных пред-приятий на внеконкурсной основе по заниженным ценам.
На данный момент еще не создан механизм эффективного управления государственными паке-тами акций, в частности, неудовлетворительно функционирует институт представителей инте-ресов государства в органах управления акционерных обществ.
В результате происходит ущемление интересов государства, в частности, уменьшение доли гос-ударства в результате размывания доли государственных акций.
Суммируя мнения как сторонников, так и противников нынешней приватизации, можно сделать следующие выводы:
1. У правительства отсутствует стратегический план оптимизации управления государственной собственностью, который может включать в себя:
– приватизацию активов, принадлежащих государству;
– повышение качества управления госактивами без передачи их частному капиталу;
– национализацию экономически значимых активов при неэффективности их использования не-государственными собственниками.
2. Отсутствуют четко сформулированные цель и задачи приватизации. Каждый автор-сторонник приватизации по-своему формулирует положительные результаты, к которым она приведет. Высказывания членов правительства, судя по отзывам в прессе, не обоснованы, поэтому звучат неубедительно.
3. Не продуман детально механизм приватизации, все делается «на ходу».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балашов, А.И. Экономическая теория: Учебник. / А.И. Балашов и др. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 527 c.
2. Войтов, А.Г. Экономическая теория: Учебник / А.Г. Войтов. - М.: Дашков и К, 2015. - 392 c.
3. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика -1, 2. Метаэкономика. Эконо-мика трансформаций: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2016. - 920 c.
4. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика- 1, 2. Мезоэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2016. - 934 c.
5. Корогодин, И.Т. Экономическая теория труда: Учебное пособие "Высшее образование" / И.Т. Корогодин. - М.: Экономика, 2015. - 239 c.
6. Кочетков, А.А. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.А. Кочетков. - М.: Дашков и К, 2016. - 696 c.
7. Кочетков, А.А. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.А. Кочетков. - М.: Дашков и К, 2014. - 696 c.
8. Ларионов, И.К. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / И.К. Ларионов. - М.: Дашков и К, 2015. - 408 c.
9. Ларионов, И.К. Экономическая теория. Экономические системы: формирование и разви-тие: Учебник / И.К. Ларионов, С.Н. Сильвестров. - М.: Дашков и К, 2015. - 876 c.
10. Маховикова, Г.А. Экономическая теория: Учебник и практикум / Г.А. Маховикова. - Лю-берцы: Юрайт, 2015. - 573 c.
11. Маховикова, Г.А. Экономическая теория: Учебник и практикум для академического бака-лавриата / Г.А. Маховикова, Г.М. Гукасьян, В.В. Амосова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 443 c.
12. Океанова, З.К. Экономическая теория: Учебник / З.К. Океанова. - М.: Дашков и К, 2015. - 650 c.