Фрагмент для ознакомления
2
1. Предмет, метод контроля и их характеристика
Различают объекты, предмет и субъекты контроля.
Объект контроля — то, что контролируется (эконо¬мические и социальные процессы, законы, поста¬новления, обращения граждан). В системе управления социально-экономическими процессами объектами контроля являются объединения, предприятия, трудовые коллективы.
Предмет контроля — состояние и поведение объектов управления. Они характеризуются каче¬ственными, количественными, структурными, пространственными и временными параметрами. Пред¬метом контроля таких объектов, как объединения, предприятия и их отдельные элементы или части, служит их деятельность в соответствии с установ¬ленными законами, нормами, решениями, поруче¬ниями, т. е. определенное состояние объекта конт¬роля на определенную дату.
Субъекты контроля — человек, группа людей или организация — так же многочисленны и разнообраз¬ны, как и его объекты. Отдельный человек, выступа¬ющий субъектом контроля, — это, например, глава администрации, руководитель подраз¬деления, тот или иной специалист и др. Групповыми субъектами контроля могут быть представительный орган местного самоуправления, его постоянные ко¬миссии, администрация, ее отделы, управления и т.д.
Метод(от греч.methodos- путь, исследование, прослеживание) - это способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действи¬тельности. В широком смысле метод - способ теоретического иссле¬дования или практического осуществления чего-либо. Финансовый контроль имеет свой метод, основанный на диалектическом подходе и являющийся способом его приложения к изучению объектов кон¬троля.
Метод финансового контроля представляет собой диалектический подход к комплексному, всестороннему и глубокому исследованию хозяйственной и другой деятельности организации, а также отноше¬ний, складывающихся в процессе контрольных действий с помощью совокупности специальных приемов и способов для установления за-конности, целесообразности, экономической эффективности их функ-ционирования и обеспечения сохранности и приумножения экономи-ческого потенциала.
Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.
Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:
• предварительный;
• текущий;
• последующий.
Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроляпо следующим базовым основаниям:
• субъект контроля;
• направление контроля;
• сроки выполнения.
Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.
Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля. Выделяют 3 основные категории:
• методы, которые связаны с проверкой документов;
• методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы;
• методы, которые связаны с проверкой компетенций.
Изучим подробнее ключевые признаки финансового контроля — виды, формы и методы — в соотнесении с отмеченными основаниями для их классификации.
Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности — предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.
Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.
Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль позволяет выявить недоработки, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.
Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.
Последующий контроль — совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.
Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.
Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.
Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.
Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.
В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.
Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:
• органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);
• органы законодательной власти;
• банки;
• правоохранительные структуры;
• аудиторы;
• вышестоящие организации;
• общественные организации;
• внутрикорпоративные и ведомственные структуры.
Изучим их специфику подробнее.
Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.
Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.
Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.
Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные
Список литературы
Показать больше