Фрагмент для ознакомления
2
34. Формирование основ методики обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности и конструированию в работах К. Риччи, Л. Оршавского, В. Бехтерева, Ф. Шмидта, А.В. Бакушинского, С.Т. Шацкого, В.Н. Шацкой
Почти одновременно с появлением зарубежных теорий развития детского творчества интерес к детскому рисунку возник у нас в России. В 1909 г. в Москве открылась выставка «Искусство в жизни ребенка». Появились статьи и лекции о художественном воспитании.
В 1911 г. была переведена на русский язык книга К. Риччи «Дети-художники». В предисловии к ней Л. Г. Оршанский замечает, что появление этой книги совпадает с возникшим в России широким интересом к детскому изобразительному творчеству, и считает, что настало время присмотреться к детскому творчеству, узнать его, определить, чему учить детей, прививать им художественный вкус.
Характерным для работ русских авторов было то, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались c педагогических позиций — с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств.
Особый интерес представляет работа В. М. Бехтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» (1910 г), не потерявшая значения до настоящего времени. В. М. Бехтерев рассматривал детское рисование в самый ранний период — у детей 3—4 лет. Он критически оценивал некоторые положения зарубежных авторов. В частности, он считал ненаучным вывод о возможности проникать в субъективный мир ребенка и на основе этого определять особенности его чувств и представлений. Он правильно указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает.
14. Виды лепки (по содержанию, по технике)
2
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию, так и по замыслу детей.
В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребенка является более простым, чем, например, в рисовании, так как в лепке ребенок имеет дело с реальным объектом, и ему нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Однако они быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом.
Дети обычно не стремятся изобразить развернутый сюжет — это можно наблюдать и в младшей, и в средней, а иногда и в старшей группе.
Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.
Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.
24. Понятие изобразительной грамоты. Цвет, рисунок, композиция как выразительные средства изобразительной деятельности
Изобразительная грамота - это система правил и законов реалистического изображения, а также умений и навыков грамотно передавать суть объекта или явления, его форму... цвет, свет, характер, движение, пропорции и т. д. на изобразительной плоскости.
Цвет в изо6разительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании.
Художник использует цвет для передачи своего замысла, своего от¬ношения к изображаемому.
Композиция — это определенное расположение предмета в пространстве и его связь с другими предметами.
Слово композиция происходит от латинского compositio, что означает — «составление, соединение».
Композиция в живописи и графике означает построение произведения, распределение его частей на плоскости листа в определенной связи друг с другом, соответственно содержанию.
Художник уделяет большое внимание композиции. В предварительной работе над раскрытием содержания картины он делает ряд эскизов, набросков в поисках такого построения произведения, которое бы наиболее совершенно отвечало задуманному.
Рисунок – это графическое изображение, созданный сочетанием линий, пятен и штрихов преимущественно одного черного цвета, иногда с ограниченным использованием еще одного или нескольких дополнительных цветов – чаще всего красного.
3
34. Методика руководства изобразительной деятельностью и конструированием детей младшего дошкольного возраста
Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность каждому ребёнку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи и пр. Детские работы вызывают у них восхищение. Организация коллективной работы осуществляется в 3 этапа:
1. Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких художественных образов.
2. Основной - выполнение работы. Задачи: предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.
3. Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.
Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М.: Педагогика, 1990. – 334 с.
2. Изобразительная деятельность для дошкольников: традиционные и инновационные техники / И.В. Ланина. – Харьков: Ранок, 2015. – 120 с.
3. Изобразительное искусство и художественный труд // сост. Б.М. Неменский. - М.: Просвещение — 2000. - 187с.
4. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2006. – 271 с.
5. Каменев Е.В. «Художественный труд в детском саду». - М. «Просвещение» / Е.В. Каменев, Л.В. Пантелеева. – 1987. – 40 с.
6. Козлова А.Д. Изучение сформированности опыта творческой деятельности младших школьников в процессе обучения. – Красноярск, 2015. – 140 с.
7. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для вузов / Козлова С.А., Куликова Т.А. – 4-е изд. – М.: Академия, 2012. – 416 с. 102
8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 192 с.