Фрагмент для ознакомления
2
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Для современной России социальное предпринимательство является довольно новым явлением, которое на текущий момент продолжает свое развитие. Несмотря на то, что деловая активность человечества имеет глубокие корни, формирование бизнес-модели социальнопредпринимательского типа — это еще не в полной мере изученное направление.
Интерес к социальному предпринимательству обусловлен той ролью, которую он призван сыграть на пути инновационных преобразований в жизни нашего общества. Сегодня все чаще в публикациях идет речь о том, что такой бизнес, являясь социально-ориентированным, выступает катализатором важных социальных изменений в России.
Цель исследования. Развитие социального предпринимательства в разных странах имеет свои особенности. В США, Германии ему уже более 30 лет, а в России — менее десятка. Несмотря на свою «юность» оно уже сегодня занимает определенное место в одном ряду с различными некоммерческими инициативами, благотворительной деятельностью, и корпоративной социальной ответственностью организаций. Указанное обусловило постановку цели исследования, которая заключается в рассмотрении ключевых аспектов генезиса сущности социального предпринимательства в России, выявления факторов и тенденций, влияющих на данный процесс.
Результаты исследования. Следует отметить, что непосредственно сама необходимость в развитии социального предпринимательства в нашей стране обусловлена теми социальными проблемами, с решением которых государство попросту не может справиться в одиночку: низкий уровень жизни, безработица, социальная напряженность в обществе и пр. Такие проблемы вызывают сбои в системе, усугубляя ситуацию. Социальное предпринимательство как способ социально-экономической деятельности может взять на себя решение конкретных проблем, тем самым устраняя сбои в функционировании системы. Его ключевой особенность становится так называемое «триединство», т. е. соединение социального назначения бизнеса с предпринимательским новаторством и достижение устойчивой самоокупаемости.
3
В России уже сделан большой шаг вперед в отношении не только изучения теоретически аспектов социального предпринимательства, но и его практической реализации. Однако на пути развития данного бизнеса встает немало препятствий. Прежде всего, необходимо указать на недостаточное понимание смысла социального предпринимательства, так как часто его все еще продолжают отождествлять со всем, чем угодно, имеющим социальный характер, но только не с бизнесом [3, с. 63]. Широкая трактовка вредит повсеместному развитию социального предпринимательства. А ведь оно представляет собой не что иное, как социальную активность в формате бизнеса или бизнес. Можно утверждать, что это бизнес, ориентированный на решение социальной проблемы.
Социальное предпринимательство — это когда активисты, новаторы, политики и пр. «неравнодушные» субъекты пытаются найти инновационные способы решения социальных проблем нетривиальными способами, нацеливаясь на оптимальное задействование имеющихся ресурсов, на креативные идеи и применение не затратных методов. В конечном счете, проблема оказывается решенной благодаря «sectorbending» («гибкость сектора») [4, с. 202].
На сегодняшний день уже успешно реализуются проекты в сфере социального предпринимательства: от государства поддержку получают социальные предприниматели в 52 регионах, а в 18-ти регионах созданы и функционируют особые центры инноваций социальной сферы, где предприниматели могут получить консультации и организационную помощь.
2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
До введения в действие в 1996 году налоговое законодательство в области налогообложения малого бизнеса было крайне неразвито – налогообложение прибыли субъектов малого бизнеса осуществлялось наравне с прочими предприятиями в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 №2116–1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» [2].
С принятием Федерального закона от 29.12.1995 №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» начались в системе налогообложения субъектов малого бизнеса.
Применение упрощенной системы налогообложения предусматривало замену уплаты части налогов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности одним налогом. Организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме. Однако воспользоваться правом на применение упрощенной системы налогообложения могли только предприятия с предельной численностью до 15 человек, что существенно ограничило количество субъектов, имеющих право на ее применение.
Организациям также разрешалось иметь филиалы с соблюдением предельной численности работников. Субъектам, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, предоставлялась возможность самостоятельного выбора одного из двух объектом налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Для индивидуальных предпринимателей был предусмотрен разовый годовой платеж уплата которого осуществлялась ежеквартально равными долями. Размер платежа зависел от сферы деятельности индивидуального предпринимателя.
В настоящее время в России действуют две системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства, которые являются льготными режимами налогообложения и применяются, в основном, субъектами малого и среднего бизнеса на рисунке 2.
4
Рисунок 2 – Выбор системы налогообложения
Ввод в действие главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» с 01.01.2003 определил дальнейший вектор реформирования налогообложения и учета на большинстве предприятий малого бизнеса [1].
Существенным нововведением стало упразднение ранее действующего порядка расчета и уплаты единого налога индивидуальными предпринимателями.
3. РАЗРАБОТКА НОВЫХ ТОВАРОВ
Разработка новых продуктов является рискованным делом для компаний – интенсивность отказов от запуска продукта колеблется около 40%. Компании, которые ранее добились успеха с одним продуктом, должны инвестировать в следующее поколение или, рискуя стать неуместным. Однако минимизация инвестиционного риска, связанного с этими новыми продуктами, является ключом к долгосрочному выживанию [7].
Разработка каждого продукта – это процесс от появления идеи будущего товара до его воплощения в физическую форму, которую непосредственно уже производитель предлагает клиенту [6].
Весь процесс состоит из семи этапов, рисунок 3.
Рисунок 3 – Этапы разработки новых товаров
1) Разработка стратегии нового товара.
Появление новых товаров в ассортименте производственной компании – одна из главных задач тех фирм, которые стремятся сохранить свое лидерство на рынке. Сначала определяется роль будущего продукта как в портфеле брендов, так и непосредственно в жизни потребителя; затем определяются финансовые требования к продукту: объемы инвестиций, объем продаж, требуемые показатели прибыльности и рентабельности товара.
2) Генерация идей для товара.
Идеи для будущих продуктов можно найти повсюду: это выявление нужд и потребностей потребителей, их мнения о товаре на основе полученных жалоб, предложений и результатов опросов; также это различные изобретения ученых, пользующиеся успехом у покупателей товары конкурентов, продавцы/дилеры, которые находятся в непрерывном контакте с целевой аудиторией и знаю реакцию клиентов на разные товары, а также это могут быть другие источники вроде профильных консультантов/экспертов, рекламных агентств, профессиональных ассоциаций и отраслевых СМИ.
Основная задача на этом этапе – получить как можно больше идей. На промышленном рынке процесс разработки идеи для нового продукта может быть связан с непосредственным общением с покупателем, если их небольшое количество или если покупатель получает от новых разработок серьезные экономические выгоды от использования будущего продукта.
Накопление идей может происходить с использованием различных методов: «мозговой штурм» в различных вариациях, «метод Киплинга», «случайные слова», «ментальные карты» и т.д. Главное условия успешного генерирования идей – наличие в групповых обсуждениях модератора, который будет являться независимым слушателем, не участвующим в выдвижении идей, но контролирующий обсуждение на предмет отклонения от темы.
5
3) Отбор идей.
Отсеивание идей может проходить различными способами: может быть формализованным и нормативным процессом, когда используются специальные бланки или собрание рабочей группы/экспертов и все имеющиеся идеи оцениваются по ряду заранее установленных показателей с последующим подсчетом коэффициентов или баллов. Также процесс отбора идей может носить хаотичный порядок, когда оценивается потенциальная выгода от внедрения продукта, насколько он может заинтересовать покупателей, насколько он соответствует маркетинговым и коммерческим целям компании.
Показать больше