Фрагмент для ознакомления
3
Введение
Речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе его роста и развития. Речь – одна из основных линий развития. Родной язык помогает войти в мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. Развитие речи является одним из самых важных приобретений детей в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения, что самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Речь имеет особое значение в психическом развитии детей. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Из вышесказанного следует, что определение направлений и условий развития речи у детей дошкольного возраста относятся к числу важнейших педагогических задач. В настоящее время проблема развития речи является одной из актуальных. На каждом возрастном этапе происходит качественно новый этап освоения речи.
Речь включается во все виды деятельности. Для того чтобы успешно социализироваться в обществе, уметь общаться с окружающими, дошкольник должен обладать достаточно развитым словарем. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря детей дошкольного возраста как одну из самых важных задач развития речи.
Формирование словаря рассматривается в современной методике как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.
Развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Выражать свои мысли, не имея достаточного объема словарного запаса, практически не сможет ни один дошкольник. Педагоги отмечают, что школьники с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают грамматикой и навыком чтения, активнее в умственной работе на уроках. Отсюда следует, что овладение словарем занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей и является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, усвояемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
Тема: «Развитие словаря детей дошкольного возраста». Объект исследования: процесс формирования словаря детей дошкольного возраста. Предмет исследования: методы и приемы формирования словаря детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и создать комплекс упражнений, направленных на формирование словаря детей возраста. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
проанализировать психологическую, педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования;
описать психолого-педагогические основы формирования словаря детей дошкольного возраста;
описать лингвистические основы формирования словаря детей дошкольного возраста с опорой на парадигматические связи слов;
описать методы и приемы формирования словаря детей дошкольного возраста.
Словарная работа для развития речи дошкольников
Развитие речи детей дошкольного возраста - один из важнейших разделов педагогики, направленный на умственное развитие, развитие мышления и интеллекта ребенка, которому предстоит жить в XXI веке. Речевая функция столь важна для ребенка, что овладение, ею можно считать одной из ведущих линий развития в первые годы жизни. Важно, чтобы задачи овладения речью решались в единстве с задачами всестороннего развития ребенка. Одной из важных задач развития речи является развитие словаря.
Словарная работа – это целенаправленное планомерное расширение и обогащение активного словаря за счёт незнакомых и сложных слов. Это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений информирование умение использовать их в конкретных условиях общения. Развитие словаря детей дошкольного возраста имеет огромное значение т.к. этот возраст является сенситивным периодом, благоприятным для развития словаря. И это время нельзя упустить, что обуславливает актуальность темы. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Одним из таких видов деятельности, как указывают психологи-исследователи, является игра.
Игра - особый вид деятельности человека, которая возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, а с другой - точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Одной из форм словарной работы с детьми дошкольного возраста является дидактическая игра. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных заданий, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна для ребенка.
Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Использование дидактических игр определяется рядом причин:
• игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
• освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
• имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Работа по развитию и активизации словаря актуальна и своевременна, а реализовывать её необходимо в рамках игровой деятельности.
Краткая характеристика словаря детей дошкольного возраста
В развитии словаря детей принято характеризовать две стороны: качественное развитие словаря (овладение значением слова), количественный рост. Остановимся кратко на характеристике каждой из сторон.
Количественный рост словаря. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. Нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов.
Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды.
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка.
Задачи развития словаря в разных возрастных группах
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Работа над словом – исходной единицей языка – занимает важное место в общей системе работы по развитию речи. Слово – это воспроизводящая лексическая единица, имеющая в своей исходной форме одно ударение, фонетическую выраженность, которая предполагает обязательное наличие звучания, звуковой оболочки (формы материального существования слова). Словесные обозначения (наименования предметов) дошкольники усваивают в процессе ознакомления с окружающей действительностью, как стихийного, так и специально организованного. Однако словарь детей нуждается не только в количественном обогащении, но и в качественном совершенствовании. Для этого требуется особая работа педагога по уточнению значения слов, обучению семантически адекватному употреблению антонимов, синонимов, многозначных слов, умения понимать переносные значения. В лексикологии слово рассматривается как минимальная единица лексики.
Слово обозначает или называет предмет; слово имеет смысл, смысл отражает свойства предмета в сознании человека. Итак, слово – это многоаспектная лексическая единица языка, основные свойст