Фрагмент для ознакомления
2
1 Теоретическая часть
1.1 Текст теоретического задания
Конкурентоспособность пищевой промышленности РФ
1.2 Ответ на теоретическое задание
Конкуренция занимает центральное место в системе рыночной экономики и относится к числу
наиболее важных элементов рыночного механизма. Посредством конкуренции обеспечивается взаимодействие субъектов рынка.
3
Слово «конкуренция» в переводе с латинского (Concurrence) означает «столкновение», «состязание».
«Конкуренция» является многоаспектным понятием. При определении ее сущности используются
различные подходы .
В рамках данной работы конкуренция рассматривается как форма взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Средства конкуренции — это преимущества, с помощью которых соперничающие предприятия стремятся завоевать признание и получить доход. Конкуренция базируется на
двух процессах: соперничестве и удовлетворении потребностей.
Конкуренция обязывает предприятие создавать конкурентоспособный товар или предоставлять конкурентоспособную услугу. Понятие «конкурентоспособность» отличается в определении разных авторов, таблица 1.1.
Таблица 1.1 - Содержание понятия «конкурентоспособность предприятия» по определению различных исследователей
Автор Содержание определения
Александрова А.В.
Конкурентоспособность компании – это мера реальной силы организации в каждом сегменте,
объективная оценка способности компании удовлетворить потребности каждого сегмента в сравнении с конкурентами
Продолжение таблицы 1.1
Андрейчиков А.В.
Конкурентоспособность фирмы - ее способность удовлетворять нужды потребителей лучше,
чем это делают ее конкуренты
Ромашева Е.А.
Конкурентоспособность организации – эффективность функционирования организации в
краткосрочном периоде
Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность предприятия - это способность конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей
Тебекин А.В.
Конкурентоспособность предприятия - возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Это обобщающий
показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый,
производственный, научно-технический и трудовой потенциалы
Шеховцева Л.С.
4
Конкурентоспособность организации - это способность успешно оперировать на конкретном
рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных
изделий и услуг
Таким образом, в настоящее время существует множество определений конкурентоспособности.
Применительно к экономической сфере эти определения сводятся к следующему: под конкурентоспособностью понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.
Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором
успеха. Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно с
определенной долей условности подразделить на четыре уровня, представленных на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Иерархия уровней конкурентоспособности
Приведенное структурирование участников конкурентной борьбы, а также характеристик конкурентоспособности позволяет обосновать эффективные подходы к управлению, в том числе к определению стратегических направлений повышения конкурентоспособности на каждом из уровней .
5
Динамический характер конкурентоспособности определяет ее постоянную недостаточность. Успокоенность относительно конкурентоспособности часто приводит к отставанию. Любые преимущества
рано или поздно будут скопированы или превзойдены конкурентами.
В рамках данной работы наибольший интерес представляет исследование конкурентоспособности
предприятия (II уровень на рисунке 1.1). Очевидно, что конкурентоспособность предприятия является
интегральной характеристикой. В общем случае в ее составе целесообразно выделять следующие
структурные составляющие, показанные в таблице 1.2.
Таблица 1.2 - Общие структурные составляющие конкурентоспособности предприятия
Структурная составляющая Описание
Конкурентоспособность предложения Определяет так называемую текущую конкурентоспособность предприятия. Для современных рынков свойственна конкуренция не самого товара, а того,
чем он дополнительно снабжен в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для клиентов, финансирования, особенностей поставки, услуг по складированию и пр. Понятие «предложение товара»
существенно расширяет рамки учитываемых при анализе конкурентоспособности факторов, определяющих окончательный выбор покупателя. Предложение, таким образом, включает в себя продукт,
цену и сопутствующие услуги, т.е. то, что определяет полезность (выгодность) приобретения для клиента.
Конкурентоспособность располагаемых ресурсов: финансовых, природных, материальных, технологических, производственных, кадровых и других. Ею определяется долгосрочная конкурентоспособность предприятия. В частности, платежеспособный спрос также можно рассматривать как один
из видов ресурсов, по поводу доступа к которому существует конкуренция. При этом если рассматривать общий совокупный спрос, то все предприятия, предлагающие товары или услуги на определенной территории, являются конкурентами. Наличие ресурсов позволяет предприятию длительное
время обеспечивать (поддерживать) конкурентоспособность предложения.
Конкурентоспособность менеджмента предприятия Конкурентоспособность менеджмента — это
сравнительная характеристика качества менеджмента на предприятии и у конкурентов. Прежде
всего, это различия в квалификации, мотивации, организации управления.
Конкурентоспособность предпринимательской идеи. Является связующим, базовым элементом указанных аспектов конкурентоспособности. Предпринимательская идея включает основное
представление о продукте предприятия, о способе удовлетворения потребности клиентов
Для достижения и постоянного поддержания объекта конкурентоспособным на рынке необходимо
сохранять завоеванные конкурентные преимущества и обеспечивать новые.
Конкурентное преимущество предприятия — превосходство, высокая компетентность предприятия в
какой-либо области деятельности. Другими словами, конкурентоспособность предприятия определяют ее конкурентные преимущества. Фактор конкурентного преимущества — конкретный компонент (фактор) внешней или внутренней среды предприятия, по которому оно превосходит конкурентов. Факторы могут быть тактическими и стратегическими .
Разработка факторов конкурентных преимуществ для предприятия позволит ему занять крепкую конкурентную позицию по отношению к конкурентам.
6
Повышение конкурентоспособности пищевой промышленности страны имеет большое значение
(теоретическое и практическое) для развития отечественного рынка, а также насыщения внутреннего
товарного рынка доступными для абсолютно всех групп населения продуктами питания высокого качества, расширения внешних экономических связей.
Решение этих вопросов имеет комплексный характер относительно экономики страны, оно связано с
повышением здоровья людей, укреплением и ростом их жизненного уровня, комплексным внедрением достижений, инноваций научно-технического прогресса, обеспечение национальной продовольственной безопасности, увеличением занятости населения, а также наращиванием преимуществ
в конкуренции предприятий и страны в целом.
Конкурентоспособность – одно из сложнейших многоаспектных экономических понятий, которые динамично развиваются, подвергаясь постоянным изменениям. Обеспечение конкурентоспособности
экономики в глобальной конкурентной среде – одно из условий реализации национальных интересов страны, ее экономической безопасности.
В настоящее время, когда все экономические процессы проходят под эгидой глобализации, в России
встал вопрос о повышении уровня конкурентоспособности продукции. Данная проблема особенно
актуальна сейчас, когда, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в России присутствует повышенная экономическая нестабильность, неблагоприятный инвестиционный
климат, а также высокие риски хозяйственной деятельности.
Как известно, в России еще в 2010 году была утверждена «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации». В соответствии с ней, доля отечественной сельскохозяйственной продукции в общем объеме продовольствия не должна быть ниже 80 %, а по некоторым позициям – не
ниже 95 %.
В доктрине указано, какую конкретно долю в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка
страны должна составлять отечественная продукция. Однако достижение указанных показателей
должно быть не только следствием политической конъюнктуры, но и обуславливаться экономическими факторами.
С этой целью необходимо применять комплексные меры, как со стороны государства, так и со стороны самих хозяйствующих субъектов. Утрата российской экономикой конкурентоспособности во
многом обусловлена не только прошлым развитием, но и ошибками проводимого за годы реформ
экономического курса, аморфностью текущей научно-промышленной политики, потерей управляемости экономики.
На наш взгляд, к ним следует отнести следующие:
отсутствие концепции, стратегии и программы социально- экономического развития с реально достижимыми целями;
перманентное отставание в разработке, бессистемность и несовершенство нормативно-правового обеспечения регулирования экономики;
высокорисковая кредитно-денежная политика правительства в банковской сфере, на фондовом и валютном рынках, неэффективная налоговая система;
7
рост инфляции и отсутствие нормального инвестиционного климата в реальном секторе экономики, предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным;
неэффективная и несправедливая приватизация государственной собственности, общенародного достояния;
создание условий, способствующих присвоению и вывозу финансовых ресурсов за рубеж;
размеры, емкость, вместимость, масса и расход топлива.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова,
С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 c.
2. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный
анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 396 c.
3. Архипов В. М. Стратегическое управление. - СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2016. – 248 с.
4. Аакер, Д. Ю. Стратегическое рыночное управление: пер. с англ. / под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2015. – 256 с.
5. Бутенко Я.А. Оценка конкурентоспособности компании малого бизнеса / Я.А. Бутенко // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 4. – С. 126 – 133.
6. Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка / З.А. Васильева //
Маркетинг в России и за рубежом. – 2019. – № 2. – С. 83 – 90.
7. Воронов А. А. Моделирование конкурентоспособности компании// Стандарты и качество. –
2015. - № 11. - С. 44-47.
8. Виханский О. С. Организация управления в государственном секторе и фирмах Японии: диссертация…кандидата экономических наук: 08.00.05. - М.: Эксмо, 2016. – С. 56.
9. Гурков И. Б. Стратегический менеджмент организации. 2-е изд. - М.: ТЕИС, 2015. – С. 25.
10. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика. 2-е изд., доп. - М.: Аспект Пресс,
2015. – 425 с.
11. Кунах Ю. В. Стратегическое управление предприятием на основе бюджетных моделей: диссертация…кандидата экономических наук: 08.00.05. - Ставрополь, 2018. – 145 с.
12. Кочетков Г. Б. Конкурентоспособность/ Г. Б. Кочетков // Экономика – политика – культура. –
2015. – № 10. – С. 21-40.
13. Круглов В.В. Конкуренция: Учебное пособие. – М.:Т.К. Велби, Изд-во Проспект, 2015. – 369 с.
14. Катькало В. С. Теория стратегического управления: этапы развития и основы парадигмы. – М.:
Юнити, 2016. – 145 c
8
15. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / Б.Г. Литвак. - М.: Юрайт,
2016. - 507 c.
16. Ляско, А.К. Стратегический менеджмент: Возможность доставки учебник / А.К. Ляско. - М.: ИД
Дело РАНХиГС, 2017. - 488 c.
17. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент: Учебник / Ю.А. Маленков. - М.: Проспект, 2017.
- 224 c.
18. Определения стратегического менеджмента. http://inform. /articles/examen/str_menedgment.
htm (дата обращения 01.10.16)
19. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент.: Учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В.
Панасенко. - М.: КноРус, 2016. - 496 c.
20. Пирс, II Д. Стратегический менеджмент / Д. Пирс II, Р. Робинсон; Пер. с англ. Е. Милютин. -
СПб.: Питер, 2016. - 560 c.
21. Романов, Е.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Е.В. Романов. - М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2015. - 160 c.
22. Райзберг Б.А. Экономический словарь. – М.: Юнити, 2015. – 452 с.
23. Ромашова Е. А. Стратегическое управление промышленным предприятием на основе системы
сбалансированных показателей : дис. … канд. экон. наук / Ромашова Е. А. – Нижн. Новгород, 2015. –
145 с.
24. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (книги I—III). / Пер. с англ,
вводная статья и комментарии Е. М. Майбурда. – М.: Наука, 2015. - С. 175-176.
25. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - М.: Вильямс, 2015. - 928 c.
26. Тебекин, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.В. Тебекин. - М.:
Юрайт, 2015. - 320 c.
27. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркет ДС, 2012. – 652 с.
28. Шеховцева Л. С. О некоторых понятиях стратегического управления // Менеджмент в России
и за рубежом. – 2015. – № 6.- С. 2.
29. Шувалов В. Н. Кто на новенького?: влияние инновационной активности на повышение конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. – 2015. - № 10. - С. 28-31.
30. Shendel D. E., Hatten K. J. Business Policy or Strategic Management: A Broader View for an Emerging Discipline // Academy of Management Proceedings, 1972.