Фрагмент для ознакомления
2
Одним из важнейших вопросов методики преподавания математики в условиях реализации ФГОС НОО и ООО является вопрос преемственности, в частности, в обучении решению сюжетных задач в 1-5 классах.
Сюжетные задачи в обучении математике занимают особое место: это и цель, и средство обучения. Умение решать сюжетные задачи — один из показателей развития познавательных процессов обучающихся: внимания, памяти, мышления. Решение сюжетных задач является важным умением потому, что обучающиеся получают возможность решать различные задачи, которые встречаются в программах школьных предметов и в жизни. Тем самым формируется жизненная позиция ученика как самостоятельной личности.
Исследования показывают, что в пятом классе 30% детей совсем не умеют решать сюжетные задачи, около 50% составляют верный план решения задачи, но допускают арифметические ошибки, вследствие чего получают неверный ответ, и лишь около 20% учащихся решают сюжетные задачи успешно. Актуальность выбранной темы определяется тем, что далеко не все обучающиеся 5-6 классов умеют решать сюжетные задачи даже базового уровня. В качестве причин выделяют следующие:
- устоявшийся страх перед задачей, отсутствие общих представлений о рассматриваемых в задачах процессах, неумение определять известные и искомые данные, выявлять по тексту взаимосвязи рассматриваемых в задаче величин;
- незнание этапов решения задачи, непонимание содержания и цели собственной деятельности на каждом из них, неумение решать уравнения определенного вида (при решении задач алгебраическим методом), неумение производить отбор корней уравнения в соответствии с текстом задачи;
- недостатки в овладении необходимыми приемами рассуждений, незнание общих методов решения задач не дают возможности многим школьникам успешно работать над конкретной сюжетной задачей;
- несоблюдение принципа преемственности в методах, приёмах и средствах между ступенями НОО и ООО.
Проблема реализации преемственности в обучении решению сюжетных задач в 1-5 классах выбрана в качестве исследования.
Исходя из актуальности, были сформулированы основные параметры исследования: тема работы, цель и основные задачи.
Тема работы: Преемственность в обучении решению сюжетных задач в начальной школе – 5 классе.
Цель работы – разработка методических рекомендаций по обучению решению сюжетных задач в 5 классах в условиях реализации с учётом принципа преемственности.
Объект исследования: решение сюжетных задач в 1-5 классах.
Предмет исследования: преемственность в обучении решению сюжетных задач.
Гипотеза исследования: реализация принципа преемственности в обучении способствует повышению у обучающихся 5-6 классов уровня сформированности умения решать сюжетные задачи.
Преемственность часто понимают по-разному. Одни рассматривают её как связь между отдельными учебными предметами в процессе обучения, другие – как использование ранее приобретённых знаний при дальнейшем изучении того же самого предмета, третьи – как постоянство и единообразие требований, предъявляемых учащимся при переходе из класса в класс.
Обратимся к определению, которое можно найти в педагогическом словаре Коджаспировых Г. М. и А. Ю. Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.
Преемственность обучения – это один из принципов дидактики, предусматривающий определенный порядок и последовательность в освоении знаний, достижении понимания и формировании умений. Каждый элемент учебного материала должен быть логически связан с ранее усвоенными, а каждая новая ступень обучения должна опираться на предыдущую и готовить к освоению нового, к переходу на более высокую ступень в развитии интеллектуальных способностей. Посредством преемственности достигается целостность пожизненного образовательного процесса и его восходящий характер.
Принцип преемственности в содержании образования – это педагогический принцип, который заключается в том, что на каждой высшей ступени образования при определении содержания обучения учитывается все, что было усвоено на предыдущей ступени. С ориентацией на это разрабатываются состав и структура содержания учебного материала, а также организация учебного процесса.[3]
Преемственность свойственна учебным планам общеобразовательных организаций. Этот фактор обеспечивает одинаковый объём знаний в параллелях и, следовательно, равные возможности для продолжения образования.
Преемственность в расположении материала учебного предмета и в выборе способов деятельности по овладению этим содержанием осуществляется с учётом содержания и логики соответствующей науки и закономерностей процесса усвоения знаний.[19]
И всё-таки осуществление преемственности между отдельными ступенями школьного образования представляет значительные трудности. Особенно это заметно между начальным и основным общим образованием, когда переход младших школьников в 5 класс становится для них настоящим испытанием. Научной основой для решения проблемы преемственности в начальной школе является реализация принципа доступности обучения. Одним из условий преемственности в обучении и в преодолении разрыва между разными ступенями образования является соответствие методов обучения возрастным возможностям детей. Для достижения преемственности в школьной практике, помимо последовательного её осуществления в образовательных программах и учебниках, важен постоянный контакт между преподавателями смежных дисциплин, между учителями начальной и основной школы.
Итак, под преемственностью будем понимать установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения.
Правильное использование принципа преемственности может принести пользу при организации всего процесса обучения в школе и его отдельных дисциплин. Более глубокое понимание проблемы преемственности может стать серьёзным инструментом в методическом арсенале учителя. Оно поможет лучше понять многие вопросы, и в частности такие, как вопрос о линейном и концентрическом построении курсов, вопрос о повторении в процессе обучения и другие.
В обучении математике младших школьников преобладают задачи, которые называют по-разному: арифметическими, вычислительными, сюжетными, текстовыми. Такие задачи сформулированы на естественном языке, поэтому их называют текстовыми; в них обычно описывается количественная сторона какого-то явления или события, поэтому их часто называют арифметическими или сюжетными; они представляют собой задачи на отыскание искомого и сводятся к вычислению неизвестного значения некоторой величины, поэтому их иногда называют вычислительными.
Понятие «задача» является одним из самых важных понятий в математике. Изучением данного понятия занимались многие учёные, поэтому в настоящее время нет единого подхода к определению.
Стойлова Любовь Петровна предлагает такое определение: «текстовая задача – есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения». [22]
Бантова Мария Александровна в своих работах говорит о том, что
«задача подразумевает такую жизненную ситуацию, которая связана с числами и требует выполнения арифметических действий над ними».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Возрастная психология : крат. Курс лекций для вузов / Е. М. Лысенко. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 173 с.
2. Далингер, В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике [Текст] / В.А. Далингер. – М.: Просвещение, 1991. – 149 с.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
4. Люблинская, Л. А. О преемственности учебной работы в школе // Преемственность в процессе обучения в школе / Л. А. Люблинская. – Л., 1969. – 224 с.
5. Методика преподавания математики в начальных классах : учебно- методическое пособие для студентов дневного отделения. В 2 ч. Ч.2 / Сост.: Л.А.Каирова, Ю.С.Заяц. - 2-е изд., доп. и перераб. – Барнаул : АлтГПА, 2011. – 111 с.
6. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. / А. Я. Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др.; Сост. В. И. Мишин. – М.: Просвещение, 1987. – 419 с.: ил.
7. Нешков, К. И. Некоторые вопросы преемственности при обучении математике / К. И. Нешков // Преемственность в обучении математике.– М. : Просвещение, 1978.
8. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
9. Преемственность между начальным общим и основным общим образованием. Дидак. с-ма развивающего обучения Л. В. Занкова//Начальная школа, 2004.
10. Стойлова Л. П. Теоретические основы начального курса математики [Текст] : учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования по специальности "Преподавание в начальных классах" / Л. П. Стойлова. - 2-е изд. стер. - Москва : Академия, 2015.
11. Черкасова, Э. С. Дидактическое условия реализации преемственности в формировании знаний, умений учащихся общеобразовательной школ[Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Э. С. Черкасова. – Челябинск, 1983. – 20 с.