Фрагмент для ознакомления
2
ТЕМА № 1. «Предмет формальной логики, ее задачи и возможности в развитии
юридического мышления»
1. Соответствуют ли логическим законам высказывания:
Антон Петрович очень гордился этой медалью. В комнате стоял один стол.
Лейтенант своим корпусом преградил ему дорогу. Утром все получили новые наряды.
Магазин оказался пустым.
Ответ обоснуйте:
Если читать этот текст в качестве единого, то этот текст является бессмысленным, так как
каждое предложение - это отдельный факт, предложения не связаны друг с другом. По
отдельности, каждое предложения соответствует законам высказывания.
учебники, методические пособия
Аспирант - все аспиранты, те, кто учатся в аспирантуре
Полицейский - все полицейские, служители закона
Гармония - согласованность, стройность
Деструктивное поведение - практические или вербальные проявления внутренней
деятельности индивида, направленные на разрушение чего-либо.
2. Какие из следующих понятий являются общими, единичными, нулевыми?
Преступное деяние. Тюменская область. Национальная организация. Организация
Объединенных Наций. Правовая норма. Декабрист.
Общий - Правовая норма, Национальная организация, Преступное деяние
Единичный - Организация Объединенных Наций, Тюменская область
Нулевые - Декабрист
3. Правильно ли дана логическая характеристика следующим понятиям. Ответ
обоснуйте.
а) стол - общее, нерегистрирующее, положительное, конкретное - логическая
характеристика дана неверно, так как стол - это обощение всех столов и регистрирующее.
б) слава Пушкина - единичное, нерегистрирующее, положительное, абстрактное -
дана верно, так как это единичное абстрактное понятие. Слава Пушкина - одна, ее нельзя
замерить, она положитальная и абстрактная.
в) кремль - единичное, регистрирующее, положительное, конкретное - дана верно,
если имеется в виду Кремль который в Москве. Если же имеется в виду все виды кремлей,
которые есть в других городах, то это общее понятия.
г) Отечественная война 1812 года - единичное, регистрирующее, положительное,
конкретное - дана верно
д) неопределённость - общее, регистрирующее, отрицательное, абстрактное - дана
неверно, так как это нерегистрирующее
4. Определите с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями о писателе
и ученом; о художественной литературе, искусстве, архитектуре; о Луне, искусственном
спутнике, спутнике, спутнике Земли; о хищении, краже, преступлении; о противоправном
и аморальном; о втором и другом; о последнем и заключительном; об обмане,
надувательстве, мошенничестве, подделке, подлоге, притворстве, лукавстве, хитрости,
мистификации.
о хищении, краже, преступлении;
об обмане, надувательстве, мошенничестве, подделке, подлоге, притворстве, лукавстве,
хитрости, мистификации.
5. Проверьте, правильно ли установлены в следующих примерах отношения между
понятиями, изобразите эти отношения круговыми схемами:
а) безусловный рефлекс и рефлекс - соподчинение;
б) футболист, баскетболист и волейболист - пересечение;
в) щедрый и скупой - противоречие;
является скачком в развитии общества - атрибутивное
Б) Ялуторовск восточнее Тюмени - атрибутивное
В) В жизни всегда есть место подвигам (М. Горький) - экзистенциальное
Г) Достоевский - современник Тургенева - атрибутивное
Д) Основным принципом внешней политики России является борьба за сохранение и
укрепление мира - экзистенциальное
5. Определите (авторскую и читательскую) распределённость терминов в
следующих суждениях:
А) Бытие определяет сознание. Сознание - это бытие
Б) Нет трудностей, которые нельзя было бы преодолеть упорным трудом. Все трудности
можно преодолеть
В) Всякая жидкость, будучи нагрета до определённой температуры, превращается в газ.
Вся жидкость при определенной температуре обращается в газ
Г) На миру и смерть красна. Когда все видят, смерть - красива
Д) Ни один ученый не мыслит формулами (А. Эйнштейн). Ученые думают как обычные
люди
Е) Всякий ученый, как правило, скромен. Ученые - скромные люди.
6. Подберите суждения к каждой из следующих схем:
А) S P В)
S
P
В) S Г) S = P
P
А) Ни один человек не есть птица
Б) Все адвокаты (S) есть юристы (Р)
В) Некоторые юристы есть спортсмены
Г) Некоторые юристы не есть спортсмены
ТЕМА 4. «Норма и вопрос в юридической теории и практике»
1. Проанализируйте следующие вопросы:
А) Машина проехала по крайней полосе или по первой? – уточняющий вопрос
Б) Вы за неотвратимость наказаний или за их ужесточение? – уточняющий вопрос
В) Треугольник АВС треугольный? – некорректный вопрос
Г) Сколько лет нынешнему королю Франции? – некорректный вопрос
2. Определите модальность суждений. Ответ обоснуйте.
3.Укажите, являются ли приведенные ниже ответы: а) полными; б) прямыми; в) ответами
по существу. Ответ обоснуйте.
А) - А почему кто-то непременно должен стоять рядом? - спросил Энгус.
- Так ведь не почтовый же голубь принес это письмо? – ответил отец Браун.
не являются, так как ответа на вопрос нет.
Б) - Обвиняемый, скажите, где и когда Вы встретились в первый раз с потерпевшим?
- Впервые я увидел Николая В. в компании встречавших Новый год 31 декабря 2003 года.
Там мы и познакомились.
а) полный; б) прямой; в) ответ по существу, так как произведен полный ответ на вопрос:
где и когда.
Г) -Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило?
- а что же? Не в бабки же играть?
б) непрямой; в) ответ по существу - ответ непрямой, так как точно не ответил, что да, но по
существу.
Д) -Ты сделал домашнее задание по логике?
-Я выполнил задание по теории государства и права и написал реферат по истории.
а) полный и не по существу, так как нет ответа на вопрос про задание по логике.
4. Дайте подробный анализ следующим вопросам:
А) Если обвиняемые не виновны, то зачем они пригласили адвокатов из-за границы?
Вопрос условный, так как задается вопрос про невиновность и адвокатов.
Б) Является ли подсудимый тем человеком, которым он действительно является?
Уточняющий вопрос, так как уточняется статус подсудимого.
В) Кто же и когда побывал в этой комнате?
Уточняющий вопрос, так как спрашивается, кто был в комнате.
Г) Следователю очень важно было выяснить: кто звонил подозреваемому после 19 часов,
и на какое время была назначена встреча подозреваемого и потерпевшего?
Вопрос сложный, так как необходимо выяснить несколько фактов.
Д) Можно ли утверждать, что Аристотель был древнегреческим
7. Все антилопы стройные. Стройные животные радуют глаз.
Антилопы радуют глаз.
Определим фигуру: 1-я фигура. Особое правило первой фигуры: большая посылка
должна быть общим суждением, меньшая – утвердительным.
8. Ни одно имя существительное не глагол. Некоторые слова – имена существительные.
Некоторые слова, которые не имена существительные, являются глаголами
Определим фигуру: 2-я фигура.
9. Некоторые студенты успешно сдали экзамены. Некоторые студенты – любители
эстрады.
Некоторые любители эстрады-студенты успешно сдали экзамен
Определим фигуру: 1-я фигура. Особое правило первой фигуры: большая посылка
должна быть общим суждением, меньшая – утвердительным.
10. Все предметы, имеющие форму шара, отбрасывают круглую тень. Этот предмет
отбрасывает круглую тень.
Этот предмет шар
Определим фигуру: 1-я фигура. Особое правило первой фигуры: большая посылка
должна быть общим суждением, меньшая – утвердительным.
11.Подвиги бессмертны. Первый полет человека в космос есть подвиг.
Первый полет человека в космос – бессмертный подвиг
Я - гусеница
Определим фигуру: 1-я фигура. Особое правило первой фигуры: большая посылка
должна быть общим суждением, меньшая – утвердительным.
2. Найдите термины, определите фигуру и модус, проверьте, правильно ли построены
силлогизмы:
А) Истинное суждение правильно отражает объективную реальность. Данная мысль
правильно отражает объективную реальность. Следовательно, она представляет из себя
истинное суждение - верно
Фигура - 1я, модус - ААА.
Б) Не может быть неряшливо одетого курсанта. Этот человек одет неряшливо.
Следовательно, этот человек не курсант - верно
Фигура - 2я, модус - ЕАЕ
В) Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету. Некоторые люди
- математики. Следовательно, некоторые математики обладают способностью к быстрому
и точному счету - верно
Фигура - 3я, модус - IАI.
Г) Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы.
Данное доказательство не имеет юридической силы, значит, оно получено с нарушением
закона - неверно
Фигура - 2я, модус - ЕАЕ
Д) Разве это друг? Друг никогда не покинет в беде, а он меня покинул в трудную минуту -
верно
Фигура - 4я, модус - ЕIO
Е) Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, не- действительна. Данная
доверенность недействительна, ибо в ней не указана дата ее совершения - верно
Фигура - 2я, модус - ЕАЕ
3.На основе данных терминов постройте правильные силлогизмы:
А) Преступление, кража, наказуемое деяние.
Кража – это преступление, то есть, наказуемое деяние
Б) Металл, твердый, ртуть.
Ртуть не является твердым металлом
В) Демократы, писатель, свободолюбие.
Писатели-демократы выражали свободолюбие
Г) Лихачество, героизм, гражданин.
Гражданин за лихачество не будет удостоен звания героя
Д) Отпечатки пальцев, место преступления, Иванов.
Отпечатки пальцев Иванова нашли на месте преступления
4. Запишите в символической форме, установите вид, модус и правильность следующих
силлогизмов:
А) Человек не мог бы успешно ориентироваться и действовать в той среде, в которой он
живет, если бы его ощущения не давали ему объективно-правильного представления об
этой среде. Как известно, человек успешно ориентируется и действует. Следовательно,
его ощущения дают ему объективно-правильное представление о среде, в которой он
живет.
A ̅→B ̅(C,) ̅A→B
Б) Лев Толстой не обнаружил бы всю мощь своего обличающего таланта на царизм и
господствующий строй, если бы он был выразителем интересов крепостников. Но Лев
Толстой жестоко обличал царизм и весь господствующий строй. Следовательно, он не
был выразителем интересов крепостников.
A ̅→B,A→B ̅
В) Если вокруг огнестрельной раны имеются следы внедрения пороха, значит выстрел был
близкий. В данном случае выстрел был дальний, ибо вокруг раны на теле нет следов
внедрения пороха.
A→B,A ̅→B ̅
Г) Либо люди всегда существовали, либо они произошли от других животных, либо их
когда-то не было, но потом они возникли сразу, так сказать, из ничего. Данные науки и
практики человечества доказывают, что из ничего ничто не возникает, что нет на свете
ничего вечного. Отсюда следует с необходимостью, что люди произошли от животных.
A ̅→B ̅(C,) ̅A→B
Д) Растения бывают светолюбивыми или влаголюбивыми, или теплолюбивыми. Данное
растение светолюбивое. Следовательно, оно не является влаголюбивым и
теплолюбивым.
A→B,A ̅→B ̅
5.Восстановите следующие энтимемы, проверьте их правильность:
А) Географическое название надо писать с большой буквы, так как имена собственные
пишутся с большой буквы - верно
Б) «Чины людьми даются, а люди могут обмануться» (А. С. Грибоедов). - верно
- попрыгать, показать всевозможные предметы, внимательно понаблюдать за
поведением летающих мух, плавающих рыбок, водяных капель, отвесно падающих вниз,
дыма от ладана, поднимающегося прямо вверх.
Далее Галилео заявил:
- Заставьте теперь корабль двигаться с любой скоростью, и тогда (если только движение
будет равномерным и без качки) во всех названных явлениях вы не обнаружите ни
малейшего изменения. Прыжки и броски не станут труднее или легче, мухи и бабочки
будут по-прежнему летать во все стороны, капли будут все так же отвесно падать, а дым
отвесно же подниматься.
Галилео заявил:
- Ни по одному из этих явлений вы не сможете установить, движется ли корабль или стоит
неподвижно.
Какой способ аргументации выбрал Галилей и нарушил ли он при этом логические
нормы?
Галилей использовал косвенно-разделительное доказательство, поскольку в ходе своей
аргументации он использует приёмы исключения явлений, способных установить
движение или неподвижность. При этом он отдает предпочтение методам научной
индукции и аналогии. Однако, в ходе своего доказательства, Галилей, на мой взгляд,
допустил одну ошибку. Учитывая то, что речь шла о том, что «Земля движется вокруг
солнца», что можно принять за тезис, Галилей принялся доказывать не конкретно этот
факт, а то, что никаким механическим опытом невозможно обнаружить собственное
прямолинейное и равномерное движение. И в данном случае, можно посчитать, что
проявляется отсутствие необходимой связи между тезисом и аргументами.
4. Определите, к какому типу правил аргументации (к правилам тезиса, аргументов или
демонстрации) относятся следующие:
А) В простом категорическом силлогизме должно быть только три термина – правила
демонстрации
Б) Обосновываемое положение должно оставаться неизменным на протяжении всего
рассуждения – правила тезиса
В) Доводов в совокупности должно быть достаточно, чтобы из них вытекал тезис –
правила аргументации
Г) В доказательстве не должно быть «круга» - аргументации
Д) Разделительная посылка разделительно-категорического силлогизма должна быть
строгой дизъюнкцией – правила демонстрации
Е) Нельзя считать доводом ссылку на авторитет или критику личности - аргументации
Ж) Основное положение рассуждения не должно быть двусмысленным - тезиса
З) Непоследовательность - демонстрация
И) Обращение к авторитету - аргументация
6. Из названий позволительных уловок в споре удалили гласные, а согласные сохранили.
Назовите эти уловки:
а) Т Т Г В Н В З Р Ж Н.
б) Д В Д В Р З Б Р С.
в) С Л В Н П Р Н Т Д В Д.
г) Б Ъ В Л Н Д В Д П Р З В Л Н М.
д) П Д С Т В Л Н П Р Т В Р Ч В М С Л.
А) Оттягивание возражения;
Б) Доводы вразброс;
В) Условное принятие довода;
Г) Объявление довода произвольным;
Д) Подставление противоречивой мысли.
ТЕМА 7. «Логические формы развития знания»
версия, что К. убил свою первую жену. К. в этом не сознавался.
Единичная гипотеза.
3. Хозяин дачи и его товарищ услышали крик в соседней комнате. Гостившая в его доме К.
звала на помощь. Они поспешили на помощь, чтобы задержать возможного преступника.
Дверь в ее комнату была заперта. Они взломали ее и вошли. К. лежала на диване с
перерезанным горлом. Окно в сад было распахнуто. Хозяин и его товарищ бросились в
сад преследовать преступника, но никого не поймали, так как вокруг был лес, и
преступник мог в нем скрыться. В кармане убитой было обнаружено письмо, в котором ее
просили прийти в определенное место. Под письмом была подпись жившего в двух
километрах от места происшествия Б. Нож, оставшийся на месте преступления, по
утверждению свидетелей, принадлежал Б. Отпечатков пальцев на ноже не сохранилось.
Преступник мог действовать в перчатках. Было выдвинуто предположение, что убийцей
является Б.
Единичная гипотеза.
4. Комары рождаются от сырости, т.к. никто не видит, откуда они берутся.
Общая гипотеза.
2. Определите, что излагается в следующих текстах: гипотезы или догадки. Ответ
обоснуйте.
А) Путем наблюдения астрономы установили, что Нептун и Плутон испытывают
воздействие со стороны неизвестного тела. Этим телом может быть либо звезда, либо
черная дыра, либо десятая планета. Посредством межпланетных станций, запущенных
СССР США, установили отсутствие звезды и черной дыры. Прямых подтверждений
существования десятой планеты нет. Некоторые косвенные свидетельства есть.
Предполагается, что десятая планета имеет массу, в десять раз большую земной, ее
орбита сильно отличается от орбит известных планет.
Гипотезы, так как нет прямых подтверждений
Б) В середине 18 в. Франклин, размышляя о накопленных к тому времени наблюдениях
над электрическими явлениями и задавшись вопросом, как «электрическая субстанция»
может проникать через металлы, высказал мысль, что «субстанция» эта, должно быть,
состоит из мельчайших частиц. (Вопросы естествознания и техники. М., 1963).
Догадка, так как нет косвенных и прямых доказательств.
3. Установите, все ли возможные версии уточнены в следующих примерах:
А) Трассологическая экспертиза установила, что выстрелы, произведенные на месте
преступления, были сделаны из пистолета Макарова №…, принадлежавшего сотруднику
ГАИ И.Крайко и похищенного у него незадолго до расследуемого преступления. Так как в
нападении на И. Крайко и в расследуемом преступлении участвовали двое мужчин, а
также то, что в обоих случаях преступники пользовались автомашиной «Москвич» синего
цвета, была выдвинута версия, что в обоих случаях действовали одни и те же люди.
Все версии
Б) В городе Н. произошел пожар в сборочном цехе одного из заводов. Как было
установлено, пожар начался поблизости от места, где работали газосварщики. Недалеко
от этого места находилась и курилка. Государственная комиссия, расследовавшая
причины пожара, выдвинула две версии: умышленный поджог и нарушение правил
техники безопасности при проведении сварочных работ.
Все версии
4. Установите возможные пути подтверждения или опровержения гипотез:
А) «Дик Сэнд предполагал, что такая река найдется, и вот почему он так думал.
Река, впадающая в Атлантический океан в том самом месте, где произошло крушение
«Пилигрима», не могла течь издалека ни с севера, ни с востока, так как горизонт с этих
сторон замыкала довольно близкая горная цепь – та самая, которую вполне можно было
принять за Анды. Следовательно, или река текла с этих высот, или русло ее загибалось к
югу – в обоих случаях она была где-то недалеко» (Ж. Верн Пятнадцатилетний капитан).
Проверить гипотезу – обнаружить, откуда течет река.
Б) В нападении на К. участвовали двое молодых людей. Оба они были в светлых
спортивных куртках, в джинсах и кроссовках. Один из них, угрожая К. ножом, потребовал
у него деньги и кожаную куртку. Второй при этом поигрывал газовым пистолетом.
Получив требуемое и пригрозив К., чтобы он не вздумал обращаться в милицию,
преступники скрылись
Показать больше