Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для России первой половины XIX в. было характерно распространение либерализма и зарождение революционного движения. Ключевым международным фактором, который повлиял на политическую мысль России, стала Великая Французская революция и Отечественная война 1812 г. В сложившейся ситуации самодержавию необходимо было преобразовывать идеологические ориентиры и приспосабливаться к новымполитическим веяниям.
Со вступлением на престол Александра I был отменен указ императора Павла о запрете выезда за границу, а также разрешалось выписывать иностранные журналы. Кроме того, была упразднена Тайная экспедиция и проведено ряд либеральных реформ, осуществлялись преобразования в системе государственных органов, в частности петровские коллегии были заменены системой министерств и т.д.
Цель контрольной работы – проанализировать общественно-политическая мысль в России начала XIX в. на примере проектов М.М. Сперанского и декабристов и взглядов П.Я. Чаадаева.
1. Либеральные политико-правовые идеи М. М. Сперанского
В подготовке и осуществлении многих политических преобразований начала ХХ в. значительная роль принадлежала М. М. Сперанскому.
С воцарением Александра I, который обещал управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки» (Екатерины II), в России сложилась обстановка, способствовавшая возникновению в либеральной части дворянства реформаторских проектов государственных преобразований.
По поручению царя ряд проектов усовершенствования империи были подготовлены молодым и талантливым мыслителем Михаилом Сперанским (1772-1839). Цель его реформ заключалась в том, чтобы «правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на непременном законе». М.М. Сперанский как автор «Плана государственных преобразований» старался преодолеть сложное противоречие, которое заключалось в соединении самодержавия с законом и формировании конституционной монархии наподобие английской. Им было сформулировано условие: «учредить государственную власть на законе не словами, но самим делом» 4.
Однако понятие закона должно распространяться не на постановления правительства, а лишь на постановления законодательной власти. Иными словами, важным условием преобразований должно было стать предоставление нормативным актам государственной власти характера правовых законов, в подчинении их Конституции.
Конституционные государственные законы, в соответствии с позицией М.М. Сперанского, составляли предмет конституции, закрепляли образ правления, гражданские и политические права подданных. Органические законы определяли устройство непосредственно государственной власти и государства.
Гражданские законы, по мнению М.М. Сперанского, «основывают отношения лиц между ними» 4. Все другие акты, которые регулируют порядок исполнения законов, должны в точности соответствовать последним. Таким образом, преобразование правовой системы рассматривалось М.М. Сперанским в качестве непременного условия иных государственных преобразований.
Порядок в государстве охраняется законом. Законодательная власть, по мнению М.М. Сперанского, должна быть устроена таким образом, чтобы «иметь свободу мысли и выражать мысль народную» 4. С целью составления законов он предложил создать Государственную думу, которая должна была работать в сессионном режиме, осуществить с ее помощью преобразование Россию в парламентскую монархию. Думе должны были предоставляться отчеты министров, также Дума должна была устанавливать новые подати, налоги и повинности. Срок ее действия «определяется количеством дел, ей предлагаемых».
М.М. Сперанским был введен принцип парламентской ответственности министров. За «Планом» «порядок законодательный» составляет вертикальная система представительных органов: губернских, окружных, волостных дум. Исполнительную власть должна осуществлять система органов управления: министерства, губернских, окружных и волостных управлений. По аналогичному принципу должна строиться и судебная система, посредством «высшего судилища всей империи –
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Вольф С. П. Интеллектуальный конструкт «Европа» в пространственных представлениях декабристов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 4 (6). С. 41-43.
2. Вольф С. П. Проекты государственного устройства П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева: опыт прошлого и настоящего в перспективе будущего // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2013. № 2 (6). С. 62-66.
3. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип. Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2012. – 736 с.
4. Сперанский М. М. Введение к уложению государственных законов (План всеобщего государственного образования) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/speran.htm (дата обращения: 27.10.2019).
5. Стенник Ю. В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII-XIX века. – СПб.: Наука, 2004. 277 с.
6. Штейнгель В. И. Сочинения и письма: в 2-х т. – Т.2. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 2001. – С. 86-111.