Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Латентной преступностью называется незарегистрированная органами государства часть фактической преступности (незарегистрированное количество всей общности преступлений, которые совершаются в социуме).
Тема коррупции не является новой, но термин этот имеет много значений и трактовок, а причины возникновения коррупционных рисков, коррупционные механизмы, возможности и пределы борьбы с этим явлением сохраняют актуальность для исследователей по всему миру.
1 Коррупция и латентная коррупционная преступность: сущность, характеристики
1.1 Сущность коррупции
Коррупция обычно понимается как незаконное использование служебного положения, как «подкуп, а также получение взятки и другое неоправданное влияние», что включает в себя как «взяточничество, так и вымогательство, влияние на принятие решений, кумовство, мошенничество, присвоение государственных денег и растраты. Безусловно, что коррупция — это явление, которое подрывает общественное управление и принципы ответственного управления, а следовательно, качество жизни и благосостояние граждан, их доверие к государственным должностным лицам и учреждениям.
3
Нельзя не признать, что современное общество значительно продвинулось в деле принятие правовых рамок и «мягких законов» в форме стандартов, кодексов поведения как на национальном, так и на международном уровнях. В последние десятилетия правительства, международные учреждения и организации разработали и официально приняли стандарты профессионального поведения, этические кодексы и уставы для лиц, занимающих государственные должности(CNFPT и IASIA, 2018). Например, в 2001 г. Европейский союз принял «Европейский кодекс надлежащего (хорошего) административного поведения», а затем в 2012 г. «Принципы государственной службы для гражданской службы ЕС» через Европейского омбудсмена. Аналогичным образом в 2013 г. ООН приняла «Стандарты поведения для международной гражданской службы, Комиссии по международной гражданской службе», а в 2015 г. — «Цели устойчивого развития», где ставка делается на глобальное поощрение борьбы с коррупцией и строительство эффективных и прозрачных институтов, служащих гражданам.
1.2 Определение латентности коррупционной преступности. Особенности коррупции в России
Одним из приоритетных свойств коррупционной преступности является ее латентность, которая связана с согласительным свойством огромного количества преступлений коррупционного характера, которые носят форму сделки. Часть таких преступлений просто не выявляется потому, что нет прямой потерпевшей стороны, которая могла бы сообщить о преступлении в компетентные органы.
Также важным проявлением коррупции в нашей стране является совмещение чиновниками должностей во властных органах и коммерческих структурах, организация коммерческих структур должностными лицами, которые используют свой статус и тем самым дают структуре привилегированное положение [3].
1.3 Статистика современного уровня латентной коррупционной преступности
Исследования отдела латентной преступности и криминологического прогноза НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ показали, что около половины процентов латентной преступности включает в себя незаявленная, 40% - не выявленная, 10% - укрытая преступность.
Число незарегистрированных преступлений в России составляет не менее 23 млн [2].
По коррупционному уровню наша страна располагается на 154-м месте из 178 стран.
Такие данные приведены влиятельной международной организацией Transparency International за 2013 год. Рядом с Россией располагаются наиболее отсталые страны Африки (Конго, Гвинея-Бисау), а также Папуа — Новая Гвинея и Таджикистан. Transparency International называет нашу страну самой коррумпированной страной среди ведущих мировых государств, которые входят «Большую двадцатку».
По тематике латентности коррупционных преступлений установлены такие факты. Количество таких преступлений действительно росло, но часть их них в уголовной статистике просто не отражалась, поскольку само население не заявляло о совершенных в отношении их преступлениях.
2 Механизмы совершенствования антикоррупционной политики в современной России
Сетевое публичное управление обладает значительными возможностями в развитии как антикоррупционного мышления, так и различных форм гражданского участия и гражданского
4
контроля. Это достигается в том числе за счет высокой степени охвата и вовлечения граждан, обеспечения открытости (прозрачности) процедур и коммуникативной практики и формирования сетевой культуры и этики, зачастую размывающей границы национальных культурных стереотипов [3].
Действительно, социально-культурный контекст играет важную роль в борьбе с такими негативными явлениями, как коррупция. К сожалению, ссылка на особенности российской политической культуры и традиции часто служит оправданием снисходительного, легкого отношения к фактам коррупции нам разных уровнях общественной жизни. В России о коррупции, как правило, рассуждают в контексте традиции «кормления» или указа А. Д. Меншикова об акциденции (подписанный в 1726 г., он фактически легализовал взяточничество и, что примечательно, никем не был отменен впоследствии). Вспоминают и исторический анекдот о Петре, обещавшем своим приближенным повесить каждого, кто украдет хотя бы на веревку, и ответ мудрого Ягужинского: «Государь, ты останешься один». Разница в русском языке между словами «жалование» и «зарплата» отсылает к управленческой практике XVIII в., когда труд первых российских бюрократов (служащих коллегий) не оплачивался, а в периоды между получениями «жалований» чиновники вынуждены были кормиться «от дел». Изменение этой установки требует времени и, что болееважно, — накопления иного социального опыта [3].
Заключение
Данная работа посвящена рассмотрению латентности коррупционной преступности.
На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы.
Одним из приоритетных свойств коррупционной преступности является ее латентность, которая связана с согласительным свойством огромного количества преступлений коррупционного характера, которые носят форму сделки. Часть таких преступлений просто не выявляется потому, что нет прямой потерпевшей стороны, которая могла бы сообщить о преступлении в компетентные органы.
Также важным проявлением коррупции в нашей стране является совмещение чиновниками должностей во властных органах и коммерческих структурах, организация коммерческих структур должностными лицами, которые используют свой статус и тем самым дают структуре привилегированное положение.
Чиновники и политики высокого статуса применяют свое служебное положение в процессе приватизации предприятий государства для покупки их в частную собственность (владение значительным пакетом акций) самим коррупционером или приближенными к нему. Коррупция в государственных органах является наиболее опасной. Если подкуплен соответствующий служащий, он автоматически служит не государству или другому субъекту, у которого он служит, а тому, кто ему платит больше или дополнительно.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
5
1) Антикоррупционный мониторинг в Российской Федерации: цели, задачи и содержание //Российская юстиция. – 2010. – № 7 – С. 2 – 4
2) Бусыгина, И. М., Филиппов, М. Г. Ограничить коррупцию: найти новых людей или изменить мотивации?// Полис. Политические исследования. 2013.,1, С. 50–71.
3) Волкова А. В. Механизмы «Умного регулирования» в публичной политике современной России: расширение гражданского участия.Человек. Сообщество. Управление, 2017. 3, 37–52.
4) Кастельс, М. Власть коммуникации - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики. 2017.
5) Коррупция: причины возникновения, влияние и методы борьбы /А. Наумов. //Следователь. – 2010. – № 8. – С. 42 – 50
6) Шестаков Д.А. Латентность преступности, вопросы теории //Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2009. — №1 (16). — С. 131-141.