Фрагмент для ознакомления
2
Понятие об ощущении, о восприятии как о познавательных процессах
Познавательные процессы – это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды [12, 50].
То есть это психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, которые создают у личности некие впечатления, понятия об окружающей действительности. К ним относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Все они входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ее эффективность.
Познавательные процессы – это та работа психики, от которой напрямую зависит успешность обучения ребенка, поэтому неудивительно внимание педагогической науки к изучению этих процессов с самого момента ее появления. Еще до того, как познавательные процессы были четко выделены и распределены по группам психологией, педагогика уже предполагала наличие неких внутренних факторов, обуславливающих неодинаковый уровень развития у детей [2, 94].
Познавательные процессы во многом определяют отношения человека с миром, уровень их развития создает внешнее впечатление о способностях человека. Одновременно познание является и внутренней потребностью человеческой личности. Потому человек, чьи познавательные процессы развиты недостаточно, испытывает проблемы и в общении с социумом, и в сфере самореализации, осуществления своих познавательных интересов.
Познавательные процессы подразделяются на две группы:
1. Специфические или собственно познавательные — это процессы, ориентированные только на принятие и интерпретацию информации. К ним относится ощущение и восприятие, как средства получения информации, а также мышление, как средство обработки полученных данных. Специфические процессы опираются на органы чувств, которые транслируют мозгу информацию об окружающем мире, его запахах, звуках, тактильных характеристиках и т. п. Мышление человека обобщает эти знания, выделяет среди них важные предметы и явления, отсеивает второстепенные.
2. Неспецифические или универсальные познавательные процессы - это такие процессы, как память, внимание, воображение, воля. Свое название они получили оттого, что обеспечивают не только познавательную деятельность, но и функционирование психики в целом [7, 108].
В процессе обучения ребенка педагог неизбежно обращается ко всем психическим процессам. Для дошкольного обучения характерна широкая работа с органами восприятия ребенка с целью развития его мышления. В школьном возрасте фокус педагогического внимания смещается на неспецифические процессы, поскольку мышление постепенно учится оперировать абстрактными категориями и начинает воспринимать информацию не только непосредственно через органы чувств, но и активно теоретизировать.
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, а также внутренних состояний организма, возникающий в результате непосредственного воздействия на органы чувств [3, 10]. В ощущениях отражаются не только специфические качества предметов и явлений, но их интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.
Восприятие – психический процесс отражения предметов или явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств [13, 58].
Как мы можем отметить, эти процессы имеют сходные черты, но при этом не являются тождественными: ощущение отмечает отдельные свойства предмета, в то время как восприятие – целый предмет или явление. Рассмотрим отличие процесса ощущения от восприятия. Ощущение — это срабатывание любого из сенсорных сигналов, которые получает наше тело, это способность принимать информацию из внешней среды. Восприятие – процесс составной, более сложный, чем ощущение. Как правило, оно складывается из нескольких ощущений, которые, будучи собраны вместе, дают всестороннее представление об объекте изучения. Способность ощущать дается нам, как и всяким живым существам, имеющим развитую нервную систему, от рождения. А вот способность воспринимать окружающее в виде образов имеется только у человека и высших животных, причем она способна совершенствоваться с течением времени, в процессе обучения, получения жизненного опыта.
Таким образом, развитие обоих процессов равно важно для развития школьника, поскольку они тесно связаны и осуществляются во взаимодействии. В то же время, нарушение в работе одного из каналов ощущения влечет за собой запаздывание в развитии всей психики. Например, если ребенок имеет нарушения зрения, слуха (не получает достаточно ощущений по какому-то из сенсорных каналов), то это мешает ему усваивать учебный материал и непосредственно (не все услышал/увидел), и опосредованно, поскольку перегружает другие каналы информацией.
Виды ощущений разделяются:
I. По характеру рецепторов:
1. Ощущения рецепторов поверхности тела,
2. Ощущения внутренних органов (более слабо локализованы),
3. Двигательные и пространственные ощущения.
II. По разновидности анализатора: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые.
Некоторые ученые так же выделяют подгруппы по удаленности от воспринимающего, это подгруппы дистанционных ощущений (например, слуховых) и контактных (например, тактильное ощущение).
Говоря о восприятии, следует отметить, что С. Л. Рубинштейн, указывает, что человеческое восприятие является всегда обобщенным и зависит от направленности личности [8, 215]. Следовательно, восприятие
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: – М., 2006. – 704 с.
2. Азамова М. Н. Педагогическое значение развития чувственного восприятия и ощущений при подготовке детей к школе // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015. №13. – с. 94-95.
3. Березина Т. Н. Развитие когнитивных способностей как проблема практической психологии // Педагогика и психология образования. 2009. №4. С. 6-19
4. Волков Б.С. Дошкольная психология: ученое пособие для вузов: - М., Академический проект, 2007. – 287 с.
5. Данилова Е. Ю. Познание мира ребенком как психолого-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2013. №6 (134). – с. 148-151.
6. Денисенкова Н. С. Психолого-педагогическая практика и теоретические воззрения Л. С. Выготского на проблему развития детских способностей // СДО. 2013. №2 (34). – с. 54-58.
7. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений под ред. Эльконина Д. Б. – 3-е изд., М., 2006. – 384 с.
8. Ершова В. В. Особенности формирования сенсорных эталонов у детей с комплексным нарушением слуха и зрения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №3. – с. 214-217.
9. Киселева М. Н. Значение сенсорного развития для детей дошкольного возраста // Проблемы педагогики. 2017. №3 (26). – с. 14-17.
10. Коростелева Е. Ю., Тямусева Т. А. Развитие памяти у младших школьников в процессе обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. №1. С.45-48
11. Макусева Т. Г., Яковлева Е. В. Использование наглядности как средства формирования понятий // Концепт. 2019. №5. – с. 4-5.
12. Мухина В. С. Детская психология. – М., 2006. – 352 с.
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2001. – 442 с.
14. Попова Н. Б. Классификация средств наглядности в системе развивающего обучения // МНКО. 2009. №7-2. – с. 207-210.
15. Рыжкова А. Н. Виды диагностических ошибок в работе практического психолога // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №54. С.413-418
16. Синий Ю. Е., Сидоров А. А. О некоторых частных феноменах мозга и их механизмах // Инновационная наука. 2016. №8-3. С.26-37