Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на то, что Никколо Макиавелли создавал свои философские труды в XVI веке, концепции Великого Флорентийца до сих пор используются в политической практике, менеджменте и некоторых социальных науках. Политические и философские взгляды Макиавелли напрямую связаны с пережитыми им событиями и общественными процессами, с которыми ему пришлось столкнуться.
Его работы много раз подвергались критике, но при этом всё равно оставались классикой в области политологии и политической истории. Идеи Макиавелли - это, в первую очередь, практические рекомендации, основанные на огромном опыте флорентийского писателя и политика.
Никколо Макиавелли был выдающимся философом Ренессанса, создавшим свои политические и социально-философские взгляды. Они ярко выражены и характеризированы в его популярных трудах («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «О военном искусстве»), романах, пьесах, лирике и философских рассуждениях.
Цель работы – рассмотреть власть и мораль в учении Н. Макиавелли.
Задачи:
- определить социально - философские взгляды Н. Макиавелли.
- проанализировать государство, власть и образ государя .
- рассмотреть мораль в учении Н. Макиавелли .
- изучить политическое учение Н. Макиавелли.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
1. Социально - философские взгляды Н. Макиавелли
Концепция политического Макиавелли носит явно выраженный практический характер, основывающийся на непосредственном наблюдении происходящего в политической жизни современного ему общества.
Макиавелли является сторонником «жесткого» реализма. С его точки зрения человек является эгоистическим существом, главный ориентир которого достижение своего интереса. Достижение личной выгоды – это одна из движущих сил в политической деятельности. В большинстве случаев выгода эта проявляется в приобретении материальных средств. Реализм Макиавелли проявляется в том, что он рассматривает природу человека как сочетание добра и зла, причем злое начало особенно подчеркивается приведением примеров из политической жизни эпохи Возрождения.
Кроме эгоизма, природу человека отличает свобода. Указанная свобода проявляется в возможности поступать как угодно. Если средневековая христианская философия утверждала свободу человека в рамках Божественного Промысла, то Макиавелли формулирует иное понимание человеческой свободы. Мыслитель стоит на позиции, что судьба человека не является «роком», а «фортуной».
Человек, по мнению Макиавелли, должен выражать себя в деятельности, которая согласованна с разумом и волей. Человеку необходимо удовлетворять свои потребности и цели, свою заинтересованность в чем-либо. Такая деятельностная направленность человека понимается мыслителем как доблесть. Доблесть присуща не всем людям, а лишь единицам.
На основе этого происходит деление общества на более успешных и менее. Люди, обладающие доблестью, являются примером для подражания. В этой своей мысли Макиавелли находится в общем русле оценок места человека в мире как исключительного, что присуще в целом эпохе Возрождения.
Он выделил несколько основных философских понятий:
-Вирту. К нему относят человеческую энергию и талант. Они вместе с фортуной являются движущими силами истории.
-Судьба. Она противостоит людской доблести и труду.
-Свобода воли. Ее воплощение нашлось в политике .
Социально – философские взгляды Макиавелли основывались на принципе человеческой природы. Сам по себе принцип этот универсальный и распространяется абсолютно на всех граждан в государстве, независимо от их классовой принадлежности.
Также мыслитель считал, что человек по своей природе не безгрешен: он неблагодарен, непостоянен, лицемерен, лживый, его влечет нажива. Именно поэтому эгоистическую сущность человека необходимо держать под контролем сильной руки. Данную теорию он описал в своем труде «Государь» .
В своих взглядах на развитие и создание личности, Никколо Макиавелли исключал божественное влияние и полностью отдалился от взглядов религии. Он считал, что только мудрый правитель может повести народ за собой. В целом вся философия мыслителя посвящена идеям создания высшему проявлению человеческого духа.
Литературное наследие Макиавелли весьма обширно. Оно включает в себя множество его отчётов о выполнении дипломатических миссий и докладных записок о внешнеполитической обстановке. В этих документах Макиавелли излагал свой взгляд на те или иные события и поведение глав государств. Однако самой главной и известной работой флорентийского философа является труд «Государь». Считается, что прообразом государя, описанного в работе Макиавелли, был Чезаре Борджиа - герцог Романьи и Валентинуа . Этот человек прославился безнравственностью и жестокостью.
Но в то же время Чезаре Борджиа отличался проницательностью и тщательным подходом к решению важных государственных вопросов. Также работа Макиавелли основывалась на его собственном опыте и анализе политической жизни современных ему стран и античных держав.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Арлычев, А. Н. Онтология и теория познания / А.Н. Арлычев. - М.: Либроком, 2010. - 226 c.
2. Берман, Я. А. Диалектика в свете современной теории познания / Я.А. Берман. - М.: ЛКИ, 2015. - 242 c.
3. Бондарев, Г. А. «Философия свободы» Рудольфа Штайнера как основание логики созерцающего мышления. Религия мыслящей воли. Органон современной культурной эпохи / Г.А. Бондарев. - М.: Добрая книга, 2006. - 920 c.
4. Кальсин, Ф. Ф. Основные вопросы теории познания / Ф.Ф. Кальсин. - М.: Горьковский государственный педагогический институт имени А. М. Горького, 2016. - 332 c.
5. Кампанелла Т. О превосходстве человека над животными и о божественности его души // Эстетика Ренессанса: Антология. Т.1. М.: Искусство, 1981. - с. 288
6. Орлова, Э.А. Культурная (социальная) антропология / Э.А. Орлова. - М.: Академический проект, 2004. - 480 c.
7. Философия: учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина.- 6-е изд., перераб.и доп.- М. : Проспект, 2009.- 672 c.
8. Философия Ренессанса // в кн.: История философии в кратком изложении - М.: 2001.
9. Философия: Учебник для бакалавров/ В. Н. Лавриненко, Г. И. Иконников, В. П. Ратников/Под ред. В.Н.Лавриненко.-5-е изд., перераб. и доп.- М.:(Баклавр), (Гриф), 2012.
10. Шелов-Коведяев, Ф.В. Введение в культурную антропологию / Ф.В. Шелов-Коведяев. - Москва: Огни, 2005. - 352 c.
11. Шинкарук, В. И. Единство диалектики, логики и теории познания / В.И. Шинкарук. - М.: Наукова думка, 2014. - 366 c.