Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.
Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.
1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни
Социальные институты обычно рассматриваются как основные направления социальной организации, общие для всех обществ и решающие некоторые основные универсальные проблемы упорядоченной социальной жизни. Подчеркнуты три основных аспекта институтов. Во-первых, модели поведения, которые регулируются институтами («институционализированными»), имеют дело с некоторыми извечными, базовыми проблемами любого общества. Во-вторых, институты предполагают регулирование поведения людей в обществе в соответствии с определенными, непрерывными и организованными моделями. Наконец, эти модели предполагают определенное нормативное упорядочение и регулирование, то есть регулирование поддерживается нормами и санкциями, которые узаконены этими нормами.
Эти элементы институтов неодинаково подчеркивались большинством существующих определений. Поэтому предварительно предполагается, что институты или модели институционализации могут быть определены здесь как регулирующие принципы, которые организуют большую часть деятельности отдельных лиц в обществе в определенные организационные модели с точки зрения некоторых из постоянных, основных проблем любого общества или упорядоченная общественная жизнь.
Основные институциональные сферы
Это основные «точки зрения», обсужденные выше, которые определили основные институциональные сферы или виды деятельности во всех обществах. Опять же, в литературе, по-видимому, существует относительно высокая степень консенсуса относительно природы этих сфер.
Существует сфера семьи и родства, которая фокусируется на регулировании репродуктивных и биологических отношений между людьми в обществе и на первоначальной социализации новых членов каждого поколения. Сфера образования простирается от семейных и родственных отношений и касается социализации молодежи во взрослых и дифференцированной передачи культурного наследия общества от поколения к поколению. Сфера экономики регулирует производство, распределение и потребление товаров и услуг в любом обществе политической сфера касается контроля за применением силы в обществе и поддержания внутреннего и внешнего спокойствия границ общества, а также контроля за мобилизацией ресурсов для реализации различных целей, а также за формулирование и установление определенные цели для коллективности. Сфера учреждений культуры связана с обеспечением условий, способствующих созданию и сохранению культурных (религиозных, научных, художественных) артефактов, а также с их дифференцированным распределением среди различных групп общества. Наконец, существует сфера стратификации, которая регулирует дифференциальное распределение позиций, наград и ресурсов, а также доступ к ним различных людей и групп в обществе.
Институциональные принципы
Учреждения очень близки, но не идентичны группам или ролям, которые организованы вокруг специальных общественных целей или функций. Таким образом, принципы политического регулирования эффективны не только в отношении тех групп, основной функцией которых является некая политическая деятельность - будь то управление или мобилизация власти, - но они также регулируют различные аспекты групп, преобладающая цель или функция которых - экономическая, культурный или образовательный. Точно так же принципы экономического регулирования также организуют различные аспекты групп или ролей, которые являются преимущественно культурными или политическими. То же самое относится к любой институциональной сфере в отношении любой другой группы или роли в обществе.
Институциональные единицы и ресурсы
Однако в каждом обществе существуют определенные группы и роли, которые имеют дело преимущественно с одной из основных институциональных проблемных областей. Эти группы, как правило, имеют некоторые структурные «основные» характеристики, которые можно объяснить с точки зрения их основных институциональных функций или размещения. Так, например, небольшие домашние группы со структурой родства с репродуктивной, регулирующей пол и функциями социализации (которые не обязательно являются каким-либо конкретным типом нуклеарной семьи), по-видимому, составляют основные единицы семейной институциональной сферы (см. Levy & Fallers). 1959). Точно так же каждая такая институциональная сфера имеет свои специфические ресурсы, такие как труд, товары или деньги в экономической сфере или поддержка и идентификация в политической сфере (Parsons & Smelser 1956; Parsons 1964).
Таким образом, одной из основных задач сравнительного изучения институтов является анализ степени, в которой разные социальные цели или функции выполняются одной и той же или разными группами.
Хотя основные институты можно найти в той или иной форме в каждом обществе, общества сильно различаются по конкретным регулирующим принципам, поддерживаемым такими институтами. Они особенно различаются по более конкретным «частичным» институциональным кристаллизациям, таким как различные ритуальные церемонии или обряды, с одной стороны, и совокупности фольклорных традиций или стилей искусства, с другой. Эти конкретные институциональные принципы и структуры могут различаться в зависимости от их универсальности; то есть степень, в которой они могут быть найдены в широком диапазоне обществ, степень, в которой они распространены в любом данном обществе, и степень, в которой они институционализированы.
Существование институтов как регулятивных моделей, так и базовых институциональных сфер (но не обязательно какого-либо конкретного типа институционального принципа или организации), считалось определенным в
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Голенкова, З.Т., Акулич, М.М., Кузнецов, В.Н. Общая социология / под ред. проф. З.Т. Голенковой. ― М.: Гардарики, 2005. ― 474 с.
2. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Социология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. ― М.: ИНФРА - М, 2010. ― 624 с.
3. Матецкая, А.В. Социология культуры / А.В. Матецкая. ― Ростов: Ростовский гос. пед. ун-т, 2006. ― 260 с.
4. Михайлов, В.А. Социология / В.А. Михайлов. ― Ульяновск: УлГТУ, 2004. ― 207 с.
5. Немировский, В. Г. Социология / В.Г. Немировский. ― М.: Проспект, 2010. ― 544 с.
6. Социология / под ред. А.А. Горелова. ― М.: Эксмо, 2006. ― 496 с.
7. Фролов, С.С. Общая социология / С.С. Фролов. ― М.: Наука, 2008. ― 384 с.