Фрагмент для ознакомления
2
Задание 2
Эссе
Проблема возрастной периодизации психического развития
Существующие в психологии системы деления человеческой жизни на возрастные отрезки сильно разнятся друг от друга в зависимости от того, что рассматривается в качестве критерия развития. В аспекте этого критерия – будь то созревание интеллекта или социальных отношений человека и ведётся рассмотрение особенностей становления психики человека.
Важный критерий оценивания детей – это возрастная периодизация развития. Именно она позволяет понимать, какие навыки и умения должны быть у малыша к определенному времени. Например, когда он должен сесть или поползти, сказать первое слово и т.п. Любое отклонение от этих норм дает родителям повод для беспокойства. В психологии еще существует понятие кризисов, которые появляются в определенном возрасте. С их помощью происходят качественные изменения в психике. Они бывают не только у детей, но и у взрослых. Примерное время появления кризисов – момент рождения, 1 год, 3 года, 7 лет, 12-13 лет, 25 лет, 40 лет. Подобное разделение достаточно условно, так как у каждого человека есть свои особенности развития. Степень проявления может быть, как слабой, так и сильной.
Поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей. Существуют разные возрастные периодизации развития.
У психологов, философов, биологов есть свои взгляды на периоды развития человека. Под этим термином могут понимать, как физические, так и духовные перемены личности. Принято выделять два типа возраста. Физический легко посчитать с момента рождения. Сложнее вычислить психический, так как его нельзя привязать к какой-то дате. У психологов нет единого мнения о том, какой периодизация должна быть.
Так, Жан Пиаже сделал свою классификацию на основе интеллектуального становления: С момента появления на свет до двухлетнего возраста длится сенсомоторная стадия. На этом этапе ребенок изучает новый для него мир и активно с ним взаимодействует. С двух до семи лет наступает дооперационная стадия. В этот период дети манипулируют предметами. С семи до двенадцати лет действия приобретают конкретику, появляется абстрактное мышление, и ребенок может учиться в школе. После двенадцати лет наступает период формальных операций. У детей появляются первые навыки научного мышления, они полностью оперируют абстрактными понятиями. Они могут понимать отдаленные перспективы и ставить себя на место других людей.
У Слободчикова была выработана немного другая классификация. Он выделял четыре этапа: До года шло оживление. С года до шести лет – одушевление, в этот период ребенок понимает себя как живую личность. С шести до восемнадцати лет – персонализация. Дети осознают свою индивидуальность. С восемнадцати до сорока лет – индивидуализация. В этот период человек стремится к осознанию своего места в мире. Стадии периодизации могут называться по-разному, все зависит от автора классификации.
Дистеверг просто выделял три этапа: господство ощущения, господство памяти, господство разума. Он не привязывал их к какому-то возрасту. Возрастные периоды развития человека Возрастная периодизация продолжает изучаться, так как нет единой классификации, которая бы отвечала потребностям всех специалистов. В медицине принято выделять несколько этапов становления человека: младенчество; детство; дошкольный; младший школьный; средний школьный; старший школьный; юность; зрелость; старость.
Разделение на этапы нужно для того, чтобы лучше понимать, в какое время появляются те или иные навыки, умения, представления о жизни.
До одного месяца малыш считается новорожденным. У него есть только несколько рефлексов, он слабый и полностью беспомощный. До года он считается грудным младенцем. С каждым месяцем жизни у него появляется все больше навыков и умений. Он садится, ползает, встает на ножки, рассматривает мир, узнает родителей и т.д.
В грудной период нужно внимательно следить за развитием малыша, так как многие нарушения можно выявить в этом возрасте. С года до трех лет идет раннее детство. В это время малыш уверенно ходит, играет и говорит. В этот период ребенок активно познает мир.
Младший дошкольный возраст длится с трех до пяти лет. В это время малыши учатся взаимодействовать друг с другом, осваивают предметную деятельность и совершенствуют представления об игре. В это время они учатся, у них формируются знания о мире, математике, искусстве и т.п.
Старший дошкольный возраст длится с 5 до 7 лет. Появляется сюжетно-ролевая игра, дети активно выступают, поют и читают стихи, танцуют. Они начинают готовиться к школе. В этот период они активно работают в группе.
Младший школьный возраст длится с 7 до 10 лет. Ученики способны прилежно заниматься и усваивать новую информацию. У них становится ведущей учебная деятельность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. М., 1984
2. Кляйн М. Скорбь и ее отношение к маниакально-депрессивным состояниям (1940). – М.: Издательский дом ЭРГО (ERGO)
3. Клян М. Психоаналитические труды в 7 тт. Развитие одного ребенка. – М.: Издательский дом ЭРГО (ERGO).
4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989
5. Klein, M. (1932) The Psychoanalysis of Children London: Hogarth Press