Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В 19 – 20 веках политическая наука пережила период становления и развития, при котором происходило формирование основных научных парадигм, которые легли в основу актуальных на современном этапе теоретических подходов.
К настоящему времени сформировалось значительное количество разнообразных теорий, с тех или иных позиций раскрывающих политические явления. В этой связи, в целях обобщенной характеристики теоретических подходов и научных идей, анализирующих и объясняющих политику, закрепилось понятие парадигмы. Оно было введено в сферу науковедения американским исследователем Т. Куном в период 1960-х годов. По его мнению, парадигма определяет фундаментальное направление исследования политики, в рамках которого исследователь осуществляет решение конкретной проблемы.
Парадигмы определяют развитие науки на каждом конкретном этапе исторического развития. Смена парадигм обозначает и новый вектор развития науки. На смену господствующей парадигме постепенно приходит новая. Этот процесс происходит за счет последовательного накопления фактов, которые противоречат общепринятой парадигме, постепенного формирования и выдвижения новых теорий, не входящих в рамки господствующей парадигмы, и, наконец, постепенная смена парадигм.
В этой связи можно отметить, что история политической науки представляет собой перманентную смену парадигм, которые представляют собой специальную логическую, мыслительную модель, определяющую способы восприятия и интерпретации действительности.
К настоящему времени можно выделить четыре основные парадигмы политической науки. В свете разнообразия теорий и концепций представляется актуальным их изучение.
Целью исследования является анализ парадигм западной политической науки 19-20 веков.
Основными задачами работы являются следующие:
1) рассмотреть особенности теологической парадигмы;
2) проанализировать натуралистическую парадигму в политической науке;
3) охарактеризовать социальную парадигму;
4) раскрыть сущность рационально-критической парадигмы.
1. Особенности теологической парадигмы
Теологическая парадигма представляет собой одну из четырех господствующих парадигм современной политической науки. В ее основе лежит стремление объяснить политические явления и процессы через сверхъестественные начала.
Теологическая парадигма основывается на трактовке сверхъестественного происхождения отношений власти и подчинения. Государственная власть обосновывается божественной волей, и поэтому она не сменяема, а воля политической элиты подтверждается священными писаниями, в которых изложены божественные взгляды на политические отношения.
Сторонники теологической парадигмы объясняют государственное управление проявлением божественной воли, правителя – обычно наместником Бога на земле, чья власть не должна подвергаться сомнению в силу самого ее наличия.
Истоки политической власти находятся в божественной воле и закреплены в религиозных ценностях, зачастую подтверждаясь высказываниями пророков, говорящих от имени Бога.
Имевшиеся социальные и политические связи, поведение индивидов объяснялось принципами божественного происхождения, которые следовало принимать на веру и не подвергать рациональному сомнению и объяснению. Сверхъестественное понимание природы властных отношений свидетельствовало о невозможности в сложившихся условиях для политической мысли предлагать рациональное объяснение политике и выявлять внешние и внутренние взаимосвязи.
Подобный подход был сформирован еще в период Древнего мира и его истоки уходят корнями в философию Древней Греции, Египта, Месопотамии, Индии, Китая. Сформированное государство признавалось частью мирового порядка, созданного и закрепленного Богом, и0ли богами.
В первоначальный этап развития политических учений эти идеи получили наиболее широкое распространение, хотя и существовали в условиях конкуренции со стороны, например, некоторых мыслителей античности.
В Средние века теологическая парадигма продолжала доминировать на Западе. Основные ее идеи развивались в рамках христианской доктрины. В частности, эту концепцию развивал Фома Аквинский. Он выделил три главных элемента власти. Это принцип, способ и существование. Принцип происходит от Бога. Следовательно, власть была предопределена свыше, и ее могущество представляло собой тоже божественное проявление. Соответственно, субъекты власти также были защищены божественной волей, изначально наделившей их властными полномочиями, которые н должны подвергаться сомнению.
Показать больше