Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.
Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.
Видов диагностики множество.
Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям. Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:
Диагностика личности – определение темперамента, типа самооценки.
Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
Диагностика когнитивной сферы – это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
Диагностика поведения. Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.
1.Методология
Методики диагностики детей весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования.
В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика подростка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем.
На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:
Наблюдение – изучение психических свойств подростка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, взаимодействием с окружающими.
Беседа – даёт представление о подростка в результате установления контакта и прямого общения.
Метод изучения результатов деятельности подростка – анализ рисунков, творчества.
Метод эксперимента – предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
Тесты для подростка – наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.
Метод тестирования
Метод тестирования можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для подростков бывают разных видов – тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.
Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика готовности подростка к школе.
Тесты-действия используются при изучении поведения. Диагностика личности Диагностика подростка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.
Конечно, при определении типа темперамента подростка, опросник предлагается и его родителям. Для подростков постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать подростка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.
По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует подросток при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро подросток понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).
Диагностика эмоциональной сферы
Диагностика подростка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У школьников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.
Диагностика интеллекта
Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 144 c.
2. Захарова, И. Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы / И.Ю. Захарова. - М.: Теревинф, 2010. - 484 c.
3. Крыжановская, Л. М. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование / Л.М. Крыжановская. - М.: МПСИ, 2008. - 584 c.
4. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2015. - 140 c.
5. Педагогическая диагностика развития детей. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 504 c.