Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Предметом изучения курса «Правоохранительные органы РФ» является совокупность однородных специфических общественных отношений, которые возникают в процессе образования субъектов и объектов системы организации управления в сфере правоохранительной деятельности.
Систему курса «Правоохранительные органы РФ» можно представить в виде трех связанных между собой разделов.
Первый раздел включает основные понятия: понятие правоохранительных органов, их система, принципы, нормативные основы деятельности и т.д.
Второй раздел содержит информацию о судебной системе РФ: о действующих в стране судах, их задачах, компетенции, структуре, а также о статусе судей.
Третий раздел охватывает все иные правоохранительные органы, выходящие за рамки судебной системы.
Цель работы – рассмотреть понятие и сущность правоохранительных органов и судов общей юрисдикции.
Задачи исследования:
- изучить понятие и сущность правоохранительных органов;
- рассмотреть систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации.
1. Понятие и сущность правоохранительных органов
Правоохранительные органы – это специальные государственные органы, профессиональные объединения и особые физические лица, которые в силу закона обладают специфическими полномочиями по осуществлению правоохранительной деятельности.
Правоохранительные органы: суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции.
Спорным является вопрос об отнесении нотариата, адвокатуры, частных детективных и охранных служб к ПО.
Нотариальная деятельность непосредственно правоохранительной не является. Однако ее наличие обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Правоохранительная деятельность нотариата начинается тогда, когда граждане и юридические лица вынуждены обращаться в нотариальные конторы или к нотариусам для подтверждения или восстановления своих прав.
Адвокатура, детективные и охранные предприятия или частные лица не являются государственными органами и не могут принимать государственно-значимые решения. В своей деятельности они также не могут применять меры принуждения, поэтому говорить о них как о правоохранительных органах будет не совсем верно. К тому же, в ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» прямо указано, что граждане, осуществляющие частную охранную и детективную деятельность, не обладают статусом сотрудника правоохранительных органов. Их основной задачей, как и всех других правоохранительных органов, является защита прав и интересов граждан и юридических лиц. Они оказывают квалифицированную юридическую помощь и осуществляют охранную деятельность, что является правоохранительной деятельностью.
Объединяет все правоохранительные органы то, что деятельность каждого из них направлена на защиту прав и законных интересов граждан, юр лиц и государства в целом. Различаются же они между собой конкретными задачами и методами (способами) их решения, компетенцией. Так, непосредственной задачей суда является разрешение правовых споров, прокуратуры - надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, органов предварительного расследования – расследование преступлений. Решая эти конкретные задачи, данные органы тем самым защищают нарушенные права и законные интересы граждан, юр лиц и гос-ва.
Виды ПД:
- конституционный контроль
- осуществление правосудия
- прокурорский надзор
- оперативно-розыскная деятельность
- выявление и раскрытие преступлений
- обеспечение гос безопасности
- расследование преступлений
- исполнение судебных решений
- охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных правонарушений
- оказание квалифицированной юр помощи.
Правоохранительную деятельность могут осуществлять различные органы государства, но не все они являются правоохранительными.
Критерий отнесения органов к числу правоохранительных: Необходимо, чтобы правоохранительная деятельность занимала значительное место в объеме работы этого органа и не была побочной, эпизодической.
Система правоохранительных органов – совокупность взаимосвязанных между собой органов и учреждений, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Одним из первых применил системный подход при рассмотрении правоохранительных органов А.Г. Братко, обосновавший необходимость "комплексного изучения правоохранительных органов" с целью исключения изолированного изучения отдельных видов правоохранительных органов. Термин "система правоохранительных органов" использует и В.В. Черников [4], правда, без какой-либо аргументации и указаний на источник заимствования. И.Л. Жаданов оперирует термином "система и структ
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Гуценко, К. Ф. Правоохранительные органы / К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. - М.: Зерцало, 2015. - 400 c
2. Лукин, В. Н. Правоохранительные органы / В.Н. Лукин. - М.: Человек, 2017. - 302 c
3. Правоохранительные органы / Под редакцией В.П. Божьева. - М.: Высшее образование, 2016. - 352 c.
4. Черников, В. В. Правоохранительные органы / В.В. Черников. - М.: Проспект, 2017. - 550 c.