Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Античная философия - своеобразное и единое явление в развитии фило-софского сознания человечества. Она формировалась на основе перенесен-ных с Востока в греческие города зачатков математических, астрономиче-ских и иных знаний, в результате переработки древней мифологии в поэ-зии и искусстве, в результате смены представлений о человеке и природе в отличие от мифологии.
Философия выступает с самого зарождения как критика традиционных устоев культуры, норм, ценностей и воззрений в обществе. Первые фило-софы считались людьми «не от мира сего» и проявляли равнодушие к дея-тельности, которая направлена на приобретения материального.
Цель контрольной работы заключается в исследовании философии Ари-стотеля.
В соответствии с поставленной целью необходимо изучить содержание и сущность философии Аристотеля.
-
1 СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ классического периода, являлся учеником Платона, воспитателем Александра Македон-ского.
Аристотель разделил философию на следующие виды:
- теоретическую, занимающуюся исследованием проблем бытия, различ-ных его сфер, происхождения всего сущего, причин разных явлений (по-лучила название «первичная философия»);
- практическую, исследующую деятельность человека, устройство госу-дарства;
- поэтическую.
Принято считать, что Аристотелем фактически в качестве четвертой части философии выделена была логика.
Ряд своих наиболее значимых трактатов – «Метафизика», «Физика», «О душе» – Аристотель предваряет описанием различных мнений, высказан-ных о началах. Это описание имеет следующие черты: описываются не персоналии, но именно философские идеи; порядок и контекст обсуждения задан общим вопросом, который разбирает Аристотель; описание мнений сопровождается их критикой. Все обсуждения касаются того предмета, о котором Аристотель планирует рассуждать в дальнейшем: в «Метафизи-ке» он приводит мнения о первых началах сущего, в «Физике» – о началах возникновения, в «О душе» излагаются различные мнения о душе. Суще-ствует несколько исследовательских позиций по поводу того, насколько достоверными можно считать аристотелевские историко-философские опи-сания. Так, Чернисс и Мак-Диармид согласны в том, что Аристотель ин-терпретирует учения предшественников, исходя из собственных положе-ний, переформулирует теории предшественников в собственных философ-ских терминах, искажает детали и фундаментальные основания учений прежних филос
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии: учебное пособие. – М.: Проспект, 2012. – 266 с.
2. Зотов А.Ф. Западная философия: учебное пособие. – М.: Проспект, 2014. – 188 с.
3. Кузнецов В.Г., Миронов В.В., Момджян К.Х., Кузнецова И.Д. Фило-софия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существова-ния. Учебник. – М.: Высшее образование, 2013. – 485 с.
4. Лавриненко В.Н. Философия. 5-е изд. Учебник для вузов. - М.: Ака-демия, 2012. – 622 с.
5. Островский Э.В. Философия. Учебник. – М: ИНФРА-М, 2012. – 396 с.
6. Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В.П. Ратникова. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 607 с.
7. Философия: Учебник / Под ред. А.Н. Чумакова. – М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 475 с.