Фрагмент для ознакомления
2
Введение
XVII в. открыл следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начатый еще в эпоху Возрождение процесс разложения феодальных отношений расширяется и углубляется в XVII веке.
В конце XVI – начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, которая сыграла значительную роль в развитии капиталистических отношений в западноевропейских странах. С середины XVII в. (1642 – 1688 г. г.) буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране. Эти раннебуржуазные революции были подготовлены развитием мануфактурного производства, пришедшего на смену ремесленническому труду.
Развитием нового – буржуазного – общества порождаются изменения не только в экономике, политике и социальных отношениях, меняется и сознание людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука, и прежде всего экспериментальное природоведение, которое именно в XVII в. переживает период своего становления: не случайно этот век принято называть эпохой научной революции.
В XVII ст. разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов, а соответственно – в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию стимулировать.
Развитие науки Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с изменением феодальных порядков и ослаблением влияния церкви на общественную жизнь, что способствовало новой ориентации философии. Если в средние века она преимущественно согласовывалась с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством, то в Новое время она опиралась главным образом на науку и, в свою очередь, способствовала ее развитию через разработку мировоззренческих и методологических основ теории познания.
Именно в Новое время формируются два направления поиска истоков, ведущих к достоверному знанию: один – через опору на опыт; второй – через опору на ум. Эти два направления в XVII в. получают название, соответственно, эмпиризма и рационализма.
1. Историческая обусловленность становления философии Нового времени
Отсчет эпохи Нового времени принято определять от начала буржуазной революции в Англии 1640 года, а завершение – франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871). Одной из главных особенностей формирования философии Нового времени стала научная революция XVI-XVII века в Европе. Началом Научной революции принято считать 1543 год, когда была опубликована работа Н. Коперника «О вращении небесных сфер», а завершением – 1678 г., когда были изданы «Математические основы натуральной философии» И. Ньютона.
Эпоха Нового времени открыла новые формы жизни, которые воплощали новые представления о мире и месте человека в нем, новые идеалы и новые ценности, новую культуру и новые проблемы.
Основными проблемами эпохи Нового времени являются: - проблема смысла истории, власти, свободы личности, проблема Бога и мира, где мир рассматривается как пространство, в котором события происходят сами по себе и по собственной причине без какой-либо внешней воли.
Гуманистические тенденции эпохи Нового времени позволили поставить человека в центре культуры и рассматривать ее как главную личность, которая творит историю. От такой позиции появляется новая проблема: может ли человек действовать произвольно, не учитывая главных принципов мироздания и миропорядка, созданных Творцом? Поэтому первейшей задачей для философии Нового времени становится обоснование причин культуротворення, его природы и структуры. Вторым заданием задачей стал поиск методов для получения достоверного знания как важнейшего условия независимой деятельности человека. Метод – это путь исследования, способ познания, способ, прием или система приемов для достижения какой-либо цели.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Горелов А.А. Основы философии: учебник. – М.: Наука, 2015. – 256 с.
2. Орлов С.В. История философии. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2011. – 192 с.
3. Философия. Учебник / В.Т. Кузнецов, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА, 2010. – 519 с.
4. Философия: Учебник для вузов/под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 214 с.
5. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник. М.: ГЭОТАР-МЕДИЯ, 2013. - 462 с.