Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ключевой концепцией в социальных науках, особенно в демографии и социологии, является концепция семьи. Семья, как правило, рассматривается как основной социальный институт и центр значительной социальной активности человека. Это социальная единица, созданная кровным родством, браком или усыновлением, и может быть описана как нуклеарная (родители и дети) или расширенная (охватывающая других родственников).
Сегодня принято считать, что современная семья претерпела значительные изменения в своей структуре.
В конце XX – начале XXI в. Российское государство оказалось в новых социально-экономических, политических и культурных условиях существования. Трансформации подверглись основные общественные институты. В числе последних значится и российская семья. Жизнедеятельность современной семьи, ее устойчивость и стабильность оказались в зоне риска. Семейный институт в целом показал неспособность адаптироваться к происходящим переменам в обществе. Новая, так называемая, либеральная идеология государства противоречила стереотипам традиционной семьи, привычным для нас представлениям и ценностям, усвоенным народом России в течение веков.
Трансформация семьи на современном этапе развития постиндустриального общества приводит к снижению рождаемости в России. Статистика свидетельствует, что только 7% российских семей воспитывают по три ребенка и более, 28% – по два, 65% – по одному. Наряду с причинами экономического, политического, социального характера, проблема имеет и психологические корни, что приводит к изменению отношения молодежи в целом к семье и браку, и, в особенности, изменению роли женщины и ее отношения к системе ценностей «брак», «семья», «дети» [9, с. 174].
В современном мире семья играет огромную роль. Она является основой любого государства. Семью можно представить как кристалл общества, ведь именно из семьи человек выносит качества, которые становятся источником созидания: любовь, доброту, верность, взаимопонимание, уважение, терпение. Семья – один из древнейших социальных институтов.
В настоящее время государственная политика России построена на необходимости укрепления семьи.
Важнейшим аспектом изучаемой проблематики является анализ распределения ролевых функций между мужчинами и женщинами в семье. В связи с этим важно определить траекторию движения института семьи в современном, быстро меняющемся мире, чтобы понять, почему он оказался в кризисе. Сегодня это становится первоочередной задачей для всех специалистов, изучающих семью и ее проблемы. Значимость семьи в жизни каждого человека невозможно переоценить, поскольку именно здесь закладывается вся та ценностная, морально-этическая и поведенческая основа, с которой он идет по жизни. Институт семьи, бесспорно, является важнейшим в процессе социализации личности. Уже не одно тысячелетие семья определяется как структурообразующая единица человеческого общества, функционально нацеленная на обладание юридическими, социальными, имущественными правами, характеризующаяся совместным проживанием ее членов, а также обеспечивающая рождение, воспитание и социализацию детей.
Целью контрольной работы является рассмотрение семьи как социального института.
1. Сущность семьи как элемента социума
В зависимости от культуры, религии или географического положения семья может представлять и состоять из множества различных идеалов и социальных норм. Существует много теоретических исследований, которые имеют свои собственные интерпретации на предмет того, что такое семья и как она воспринимается.
Семья является общественным институтом, который инициирует положительный и отрицательный процесс социальных взаимодействий между людьми. За последние несколько десятилетий понимание семьи изменилось во всем мире. Семья в современной среде разнообразна по своей природе и может выходить за рамки возможностей родителей и детей. Семьи могут состоять из различий в отношениях, таких как близкие родственники, отчим, сводные братья и сестры и расширенные небиологические члены семьи. Обычно ближайшие родственники живут в одном и том же доме неподалеку, пока ребенок не достигнет определенного возраста и не достигнет зрелости, чтобы создать свою собственную семью. Чаще всего члены семей имеют интимные и личные отношения друг с другом. Внутри семьи происходит продолжение социальных взаимодействий между членами, которые могут влиять и формировать реакции и реакции людей на их более крупные общества.
Чтобы описать семью как социальный институт, нужно сначала раскрыть ее универсальный характер. Нет общества, независимо от того, в какую эпоху оно функционировало и развивалось, в котором бы отсутствовала семья. Другими словами, с самых древних времен до наших дней семья является наиболее распространенной формой социальной организации. Чтобы подчеркнуть это, американский антрополог Джордж Мердок в своей работе, под названием «Социальная структура», исследовал в общей сложности 250 обществ различного типа. После подробного анализа ученый пришел к выводу, что в каждом из этих обществ существуют определенные формы, которые соответствуют определению семьи как социального института. Поэтому, несмотря на
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы //Вестник московского университета. – 2008. – № 5. – С. 23-29 c.
2. Гидденс Э. Социология. – М: Эдиториал УРСС, 2014. – 704 с.
3. Зацепин В. И. Семья. Социально-психологические и этические проблемы. – М.: Эксмо, 2016. – 234 с.
4. Ивушкина Е.Б., Кушнир И.Б. Фактор культуры в формировании инновационной экономики // Вестник развития науки и образования. – 2015. – №4. – С. 106-112.
5. Кондратьев С.В., Кондратьева О.В., Шишов С.Е. Основы православной педагогической психологии: Учебное пособие / под ред С.Е. Шишова. – М.: ООО «Буки Веди», 2013. – 214 с.
6. Малинецкий Г.Г. Будущее России. Вызовы и проекты. История. Демография. Наука. Оборона. - М.: Книжный дом «Либроком», 2013. – 186 с.
7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 230 с.
8. Троицкий Е.С. Демографические проблемы России в обстановке кризиса и пути их решения. – М.: Издательство «Граница», 2009. – 145 с.
9. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. – М: Академия,2012. – 217 с.
10. Хрустова Е.С., Акутина С.П. Психолого-социальные модели помощи современной семье, воспитывающей ребенка с отклонением в развитии/В сборнике: Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе материалы международной заочной научно-практической конференции. Под редакцией Т.Т. Щелиной, Ю.Е. Болотина, 2015. – С. 174-178.