Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Говоря об истории России, и прежде всего послепетровской Руси, можно обозначить ос-новную дилемму ее интеллектуального потенциала: «Куда ж нам плыть?» - в прошлое, золотой век Руси (славянофильство и его аналоги в лице почвенничества и евразийства) или в сторону Европы, иной по вероисповеданию и исторически сложившимся формам общежития. Естественно, мировоззренческие установки выражаются только через текст и, будучи разными, должны, по мнению автора, получить и иное риторическое обеспечение, диктуемое когнитивными структурами сознания субъектов дискурса. Некогда известный советский диссидент А. Синявский определил свои разногласия с властью как стилисти-ческие: идейные установки диктуют способ их выражения. Риторика текста не выбирает-ся – она задается знаниями и ценностями говорящего, то есть тем, что принято называть его когнитивной базой. Так каковы «стилистические» расхождения современных «славя-нофилов» и «западников», можно ли «создать текст», контаминирующий эти стили?
Целью данной работы является изучение славянофильства и западничества.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть историю и представителей обоих течений;
охарактеризовать споры славянофилов и западников о будущем России;
проанализировать славянофильство и западничество: современные проявления.
Объектом исследования являются славянофилы и западники, предметы – их видение бу-дущего России.
1 Славянофильство: история и представители
У истоков славянофильства стоял архимандрит Гавриил (Василий Воскресенский). Вы-шедшая в 1840 г. в Казани его «Русская философия» явилась своего рода барометром за-рождающегося славянофильства.
Основную роль в выработке взглядов славянофилов сыграли литераторы, учены и поэты Кириевский, Хомяков, Самарин, Аксаков. Основными славянофилами были Валуев, Ко-шелев, Беляев, Чижов, Ламанский, Гильфердинг, Черкасский. Близкими к славянофилам по общественно идейным позициям были писатели Островский, Даль, Тютчев, Григорь-ев, Языков. Большую дань взглядам славянофилов отдали языковеды и историки Бодян-ский, Буслаев, Григорович.
Средоточием славянофилов в 1840-х гг. была Москва, литературные салоны Свербеевых, Елагиных, Павловых, где славянофилы общались и вели споры с западниками. Произве-дения славянофилов были подвержены цензурным притеснениям, некоторые из славяно-филов состояли под надзором полиции, подвергались арестам. Из-за цензурных препон славянофилы в течение долгого времени не имели постоянного печатного органа, печа-тались в журнале «Москвитянин». После некоторого смягчения цензуры в конце 1850-х гг. они издавали журнал «Сельское благоустройство», «Русская беседа» и газеты «Парус» и «Молва».
Философские воззрения славянофилов, главным образом, разрабатывались Киреевским, Хомяковым, а позже Самариным и представляли собой своеобразное религиозно-философское учение. Истинная вера, которая пришла на Русь из восточной церкви, обу-славливает, по мнению славянофилов, особенную историческую миссию русского наро-да. Начало «соборности» (свободной общности), которое характеризовало жизнь восточ-ной церкви, усматривалось славянофилами в русском социуме.
Идеализируя принципы традиционализма и патриархальность, славянофилы понимали народ в духе консервативного романтизма. В то же время славянофилы призывали ин-теллигенцию к сближению с народом, к исследованию его быта и жизни, языка и культу-ры.
Идеи славянофилов своеобразно преломили
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. АКСАКОВ, Н. П., 2015. О старом и новом славянофильстве. In: Благовест. Кн. 22-23. Харьков, с. 4. http://hrono.ru/biograf/bio_a/aksakov_np.html
2. ХОМЯКОВ, А. С., 2016. О старом и новом. http://dugward.ru/library/nikolay1/homjakov_star_nov.html
3. ДУГИН, А., 2015. Тренд на Запад должен быть отменен. http://www.towerlibertas.com/showthread.php?t=514112.