Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже ни один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Связано это со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. По различным причинам мамам приходится выходить на работу, следовательно, ребенка младшего дошкольного возраста отдают в ДОУ.
Изучением адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации занимались как, отечественные так и зарубежные педагоги и психологи. Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, З. Фрейд, Д. Б. Эльконин и другие.
В своих работах изучали влиянием музыки на организм человека такие ученые как В. М. Бехтерев, Г. Гельмгольц, К. Штумпф, Э. Курта, С. В. Шушарджан и многие другие.
Исследования многих психологов и педагогов доказывают, что музыка
оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, влияет
на состояние нервной системы. Дети с разным типом нервной деятельности
адаптируются к условиям детского сада по-разному. У одних детей адаптация проходит в легкой степени, другие дети переносят кризис тяжёлой
адаптации, которая приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У таких детей преобладают агрессивно-разрушительные реакции, активное эмоциональное состояние, либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях. Одной из важных форм, способствующих благоприятной адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, является воздействие средствами музыки и игры. Организуя совместную, согласованную игру детей, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям сверстника.
Музыка как средство адаптации ребенка к условиям пребывания в ДОУ
1. Адаптация к ДОУ
Адаптация (социальная) – процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.
В ходе комплексного исследования, проведенными учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
Острая фаза или период дезадаптации.
Подострая фаза или собственно адаптация.
Фаза компенсации или период адаптированности.
Кроме того «различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
легкая адаптация: к 20-дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести меся
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации.
2. Азыева Г. А., Федорова И. А. «Сотрудничество с родителями в предупреждении дезадаптации детей к ДОУ». Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013г. 128с.
3. Бехтерев В. М. «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства». –М., 2000. -13 с.
4. Давыдова О. И., Майер А. А. «Адаптационные группы в ДОУ» Методическое пособие: М. ТЦ «Сфера» 2015г., 128с.
5. Широкова Г. А. «Справочник дошкольного психолога» Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 384 с.