Фрагмент для ознакомления
2
II. Составьте развернутый план по одной из предложенных тем (2-3 страницы):
1. Политические учения Нового времени.
Политические теории нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев . Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, участие в делах общества и государства, мыслители нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем. Но зарождались и другие политические взгляды, прямо противоположные первым. Особый, антибуржуазный смысл разработка вопросов власти, государства и права приобретает в рамках такого общественного движения, каким явился социализм. Именно в XVI--XVII вв. он стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в умственной жизни европейского общества.
2. Две фундаментальные политические идеи Нового времени:
1. Теория общественного договора
Идея договорного характера государства пришла на смену средневековой теории божественного происхождения государства. В этой идее нашли отражение рационально-критическое отношение к реальности и желание создать новые вдохновляющие идеалы. В основу теории была положена идея о том, что независимый самостоятельный индивид, появление которого было возможно только благодаря утверждению частной собственности, составляет первооснову социального здания -- общества.
В целях реализации своих священных и неотчуждаемых естественных прав и свобод совокупность автономных индивидов заключают общественный договор. Этот договор означает переход от естественного состояния общества, когда человек был частью природы и открыто проявлял свои природные страсти, эгоизм, жестокость, к цивилизованному, т. е. к государственно-организованному существованию. Переход к цивилизованному существованию выражал желание человека установить порядок и справедливость, потребность в обеспечении политико-правовых гарантий естественного равенства индивидов.
2. Европейский социализм
Идея Европейского социализма обратилась к проблематике государства, права, власти в поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические институты, способные адекватно воплотить строй, основанный на общности имуществ, покончивший с частной собственностью, с материальным неравенством между людьми, с прежними тираническими формами правления . Внутри этого движения, выражавшего извечные устремления общественных низов к социальной справедливости, складывались и циркулировали весьма разные взгляды и представления. Эти идеологические образования отличаются друг от друга не только в силу того, что неодинаковы защищаемые ими проекты организации публичной власти будущего. Различен и содержащийся в них принцип, в соответствии с которым должен создаваться и функционировать новый миропорядок. В одних случаях на передний край выдвигается и таким принципом признается рациональность, в иных случаях -свобода, в-третьих - равенство и т. д. В таких
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Болдырев А.С. Этапы развития политической мысли : Политология / Болдырев [и др.]. – СПб, 2018. – С. 14-24.
2. Зыков И.П. Теория правового государства в трудах французских просветителей // Аллея науки. – 2018. - № 11 (27). – С. 507-520
3. История политической мысли в персоналиях / под ред. А.И. Пирогова. – Москва. – 2016. – Т. 2 Политические учения нового времени. – 341 с.
4. Кальченко А.П. Характеристика права и правосознания в учении Б.А. Кистяковского // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения: сборник статей. – М.: ООО «Интернаука», 2018. – С. 98-101.
5. Кистяковский Б. А. Философия и социология права / Б.А. Кистяковский. - СПб. : РХГИ, 1999. – 375 с.
6. Сиделева А.Е. Представление о конфликте в теориях Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей. – Пенза, 2019. – С. 342-344.
7. Фролова Е.А. Б.А. Кистяковский как методолог, философ и социолог права // Государство и право. – 2019. – № 3. – С. 15.
8. Фролова Е.А. Философия права в новое время: Гуго Гроций // Право и государство: теория и практика. – 2019. - № 5 (173). – С. 58-62.