Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эпоха Просвещения явилась политической философией, политической идеологией и культурой эпохи гибели феодализма и становления капиталистического общества, стимулом для формирования и развития демократических идей нового времени.
Известными мыслителями и идеологами данной эпохи были Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо и др., которые разработали новые идеалы жизни и оказали огромное влияние на развитие прогрессивной буржуазной идеологии.
Современники Руссо считали, что вывести общество из того состояния, в котором оно находится, можно посредством воспитания правителей, а также путем учреждения республики, в которой все люди получат равные материальные блага и политические права. В отличие от них Руссо полагал, что главный принцип правильного общества лежит в правильном моральном мышлении, в том, что всякий человек добродетелен, и что его частная воля должна соответствовать общественной. Свои идеи Ж.-Ж. Руссо закрепил в многих трактатах, самыми известными из которых являются: "Рассуждение о том, способствовали ли развитие наук и искусств очищению нравов?" (1749 г.), "Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми" (1754 г.), «Эмиль, или О воспитании» и «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.), в котором были впервые закреплены идеи гражданского общества.
В данной контрольной работе будут рассмотрены основные социально-политические идеи философии Жан-Жака Руссо, его вклад в формирование нового образа суверенного человека и общества в целом.
§ 1. Эпоха Просвещения.
XVIII век в Европе проходил под знаменем борьбы третьего сословия против феодализма, идеологическим выражением которой послужило движение, охватившее сферы политической мысли, философии, социологии и искусства, литературы – Просвещение. Просветители того времени, категорически относясь ко всем проявлениям деспотии в социальной, юридической и экономических сферах, критикуя всю феодальную систему. Они продолжали деятельность мыслителей предыдущих эпох, однако, представляли собой более зрелый этап борьбы с феодализмом. В этот исторический период, буржуазия готовилась к полному свержению существующего в тот момент времени строя и захвату политической власти. Данное движение охватило многие европейские страны, имея при этом в каждой стране свои характерные особенности.
В отличие от других стран Европы, в Германии эпоха Просвещения развивалась в иных условиях, поскольку с конца XVI века Германия начала отставать в своем экономическом развитии от других европейских стран, так как торговые пути сообщения были перемещены в сторону Атлантического океана. Экономику Германии окончательно разорили Тридцатилетняя война (1618 – 1648 гг.) и утомительные междоусобные войны в XVIII веке.
Фридрих Энгельс характеризовал Германию того времени так: «Ремесло, торговля, промышленность и земледелие были доведены до самых ничтожных размеров. Крестьяне, ремесленники и предприниматели страдали вдвойне – от паразитического правительства и от плохого состояния дел. Дворянство и князья находили, что хотя они и выжимали все соки из своих подчиненных, их доходы не могли поспевать за их растущими расходами. Всё было скверно, и во всей стране господствовало общее недовольство».
Последствием экономической отсталости Германии стала политическая раздробленность страны, в состав которой входило более трехсот самостоятельных небольших государств, таких как княжеств, герцогств, «вольных городов» и курфюршеств, которые были разделены своими границами, разной валютой и мерами веса, а также таможенными пошлинами. Просвещение в Германии развивалось в условиях жестокости и произвола князей по отношению к своим подданным. Немецкие просветители, такие как Гете, Шиллер, Лессинг и Гердер испытывали ненависть к феодальным порядкам, одновременно воспитывая в народе дух национального единства и чувство собственного достоинства.
Одним из самых прогрессивных было французское Просвещение. Произведения и труды Вольтера, Ж.-Ж. Руссо и Дидро призывали народ к изменению всей социально-политической системы феодальной Франции.
Центральным вопросом в эпоху Просвещения ставился вопрос о свободе, подвергались сомнению старые взгляды и представления. Передовые люди этой эпохи вели борьбу за свободу мысли, выступали против предрассудков, стремились к постижению научных методов познания действительности, делая своим критерием оценки разум, который понимался как абсолютная и общечеловеческая ценность. Для сторонников этих идей, одной из главных целей становилось просвещение народа, в связи с чем, все движение, а также и сама эпоха получили название Просвещение.
Во Франции Просветительское движение возникает в самом начале восемнадцатого века. Эпоху Просвещения во Франции можно разделить на три этапа.
Начало первого положено с момента смерти Людовика XIV (1715 г.). Его царствование являлось наивысшим расцветом абсолютизма, основанного на единовластии короля и продолжалось несколько десятилетий, в конце которого Франция переживает кризис, постепенно охватывающий все сферы
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Баскин М. П. Монтескье. - М.: Мысль, 1975. - 165 с.
2. Державин К. Н. Вольтер. - М.: Изд-во АН СССР, 1946. - 481 с.
3. История философии: Энциклопедия./ А.А. Грицанов — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с.
4. История французской литературы / Ред. кол.: Анисимов А. А. и др. - М.: Изд- во АН СССР, 1963. - 740 с.
5. Локк Дж. Избранные философские произведения: в 2 т. Т. 1: Опыт о человеческом разуме / Под ред. И.С. Нарского. М.: Изд-во соц.-экон. лит-ры, 1960. – 731 с.
6. Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.2. - С. 71.
7. Педагогический роман «Эмиль, или О воспитании» (перевод П.Д. Первова) воспроизводится по изданию Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Г. Н. Джибладзе. М.: Педагогика, 1981. Т. 1.
8. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении неравенства / Трактаты, М.: 1969. - 177 с.
9. Руссо Ж.-Ж. Письмо к д’Аламберу о зрелищах [1758] // Руссо Ж.-Ж. Избр. соч.: В 3 т. М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1961. Т. 1. С. 119.
10. Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права / По изд.: Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. - М.: "КАНОН-пресс", "Кучково поле", 1998. - 416 с.
11. Руссо Ж.-Ж., Трактаты / Москва: Наука, 1969. - 704 с.
12. Хрестоматия по зарубежной литературе XVIII: В 2 т. / Под ред. Б. И. Пури- шева. - М.: Высш. шк., 1988. - Т. 1. - 1988. - 416 с.; Т. 2. - 1988. - 400 с.