Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Индивидом является человек, взятый как «особь», единичный представитель вида «гомо сапиенс».
Личностью называется социальная трактовка индивида, которая включает в себя обретение им совокупности социокультурных ролей и связанная с набором ценностных ориентаций.
Личность связана с врожденными качествами человека, развитыми и приобретенными в обществе. Это также и совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Когда мы говорим об индивидуальности, то предполагаем культурологическое видение индивида, при котором акцент делается на неповторимость, оригинальность, незаменимость индивида.
Итак, человек представляет собой социально-биологическое существо.
Человека изучают и биология, и социология, и педагогика, и пр. Человек рождается и его можно рассматривать как биологическое существо, в процессе социализации происходит его второе рождение. У человека также есть душа, и здесь можно говорить о человеке с точки зрения психологии.
Целью данной работы является рассмотрение типологии личностей.
Задачи:
1) Характеристика типологии личностей на основе ценностных ориентаций;
2) Анализ типологий личности в зависимости от характера взаимодействия личности и системы;
3) Описание «пассионарности» Л. Н. Гумилева с позиции социальной активности;
4) Характеристика модального, базисного и идеального типов личности.
2 Типология личности в зависимости от характера взаимодействия личности и системы
На рисунке 2 мы показали типы личности в зависимости от характера взаимодействия личности и системы.
Рисунок 2 – Типология личности в зависимости от характера взаимодействия личности и системы [7]
3 Концепция «пассионарности» Л.Н. Гумилева с позиции социальной активности
Понятие «пассионарности» можно извлечь из трудов Гумилёва и использовать его в так сказать «чистом виде» без отсылок к гумилёвскому этногенезу. В частности, оно хорошо отражает собирательные личностные качества контингента мигрантов конца 19 -начала 20 века. Довольно трудно подобрать нужный синоним или развёрнутый термин для их характеристики, поскольку он должен включать большую социальную и пространственную мобильность и большую социальную активность. Причём все эти черты должны быть все вместе в одном человеке, т.к. активные но не мобильные оставались делать революцию на месте.
Пассионарность или пассионарный признак – это внутреннее свойство человека, обусловленное генетически, от рождения [9, с.545]. Во внешнем по отношению к человеку мир пассионарность может проявляться по-разному: не только в разных направлениях (наука, искусство, военное дело и прочее), но также и с разной силой. Болезни, а также социальное давление человеческого общества уменьшают ту силу пассионарности, которую индивидуум может реализовать во внешнем мире.
Например, есть человек, который может быть храбрым в бою, может повести за собой солдат, но он получил физическую травму, и поэтому его не взяли на фронт – и вот, оказывается, что данный индивидуум не реализовал всю силу заложенной в нем пассионарности. Вообще войны дают возможность ярко проявить себя тем пассионарным людям, которые в мирное время не получают возможность проявить свою храбрость. Опять-таки, в молодости, когда человек юн и робок, пассионарность, находящаяся в нем, также проявляется не столь ярко.
Вообще, пассионарность в генотипе и ее внешнее проявление – это как генотип и фенотип в биологии, как потенциальная энергия и ее проявление в физике, как способность и реализация способности в философии и так далее.
Понятие «этногенез» составлено из двух греческих слов, которые вместе переводятся как «происхождение племени (народа)». Лев Гумилев определил этногенез как «весь процесс от момента возникновения до исчезновения этнической системы под влиянием энтропийного процесса потери пассионарности» [9, с. 548].
Таким образом, в понятии «этногенез» как оно определяется в рамках пассионарной теории, заключено противоречие: одновременно присутствует и начало (этногенез как появление нового народа), и весь процесс от начала до конца (этногенез как время всей жизни народа).
Для устранения данного противоречия следует:
1. Оставить этногенез в качестве понятия, описывающего рождение нового этноса.
2. Для всей истории народа ввести новое понятие, которое бы учитывало пассионарность.
«История народа» - это понятие, описывающее всю историю данного этноса, «история народа» включает в себя этногенез как рождение этноса, но в «истории народа» не содержится пассионарности, а акцент сделан на исторических событиях.
Как вариант, по моему мнению, в рамках пассионарной теории в качестве аналогии «истории народа» можно использовать понятие «этническая эволюция» или его синоним «эволюция этноса».
Применительно к отдельному народу слово «этнос, этническая» можно опускать, например, понятие «этническая эволюция русского народа» равнозначно понятиям «эволюция русского этноса» и «эволюция русских».
Биологическое понятие «эволюция» содержит в себе генетический аспект (размножение и наследственную изменчивость), а также борьбу за существование и приспособление к воздействиям факторов внешней среды [10].
Этническая эволюция данного народа включает в себя, в частности:
1. Борьбу за существование рассматриваемого этноса с другими народами и государствами, включающую в себя конфронтацию, сотрудничество и нейтралитет.
2. Противодействие неблагоприятным факторам окружающей природной и искусственно созданной среды.
3. Стремление к созданию собственного антропогенного ландшафта и приспособление к существующему антропогенному ландшафту, созданному другими этносами
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Афанасьев С. Л. Будущее общество: Ведущие социально - экономические тенденции современности. — М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 568 с.
2) Боровик В. С. Основы политологии и социологии. — М.: Высшая школа, 2001. — 328 с.
3) Бороноев А. О. Основы социологии и политологии. — М.: Гардарики, 2016. — 399 с.
4) Верховин В. И. Общая социология. — М. : ИНФРА-М, 2016. — 654 с.
5) Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социология. / Под ред. В. И. Добренькова. – М: Юнити, 2018.
6) Горбова Г. А. Основы социологии и политологии. — М.. — Ростов-на-Дону: МарТ, 2017. — 335 с.
7) Зборовский Г. Е. Общая социология. — М.: Гардарики, 2016. — 591 с.
8) Знанецкий Ф. В. Общая социология. — М.: Высшая школа, 2017. — 783 с.
9) Дмитриев А. В. Общая социология. — М.: Современный гуманитарный университет, 2017. — 427с.
10) Комаров М.С. Введение в социологию. – М.: Наука, 2017.
11) Кончанин Т. Л. Социология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. — 479 с.
12) Политическая социология: Социология XIX века/Подред. Кола Доминик; Пер. сфр. А.И. Кристаловского и др.; Предисл. А.Б. Гофмана. - М.: Весь Мир; ИНФРА-М, 2017. – 324 с.
13) Теннис Ф. Общность и общество / Пер. с нем. А.Н. Малинкина // Социологический журнал. 1998. № 3-4. С. 207.
14) Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 2018.