Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В 80-х годах XX столетия Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. Меняются многие принципы жизни общества, проявляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие. Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется. Практикой доказано, что смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной и судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому, для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом, эти ветви власти должны быть разграничены, разделены и обособлены. "Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов".
Социальные нормы играли важнейшую роль в истории жизнедеятельности человека. И по сегодняшний день социальные нормы являются неотъемлемой частью в жизни всего мирового общества. С помощью них регулируются отношения между людьми.
Социальные нормы отражают развитие всех сфер жизни общества: экономической, политической, духовной, социальной.
Характеризуя их, можно понять уровень свободы граждан в государстве, тип политической системы, форму правления, тип экономической системы, качество жизни человека в характеризуемом обществе, а также многие другие аспекты жизни.
Основную роль в системе социальных норм занимает право. Поэтому именно нормы права, я считаю нужным рассмотреть, более подробно. Поскольку именно нормы права в большей степени выступают как регуляторы общественных отношений.
Для понимания социального регулирования - нужно охарактеризовать социальные нормы, понять их функции, цели, способы применения, узнать источники данных норм и соотнести их между собой.
1. Единство государственной власти и ее разделение на
«ветви». Законодательная, исполнительная и судебная власть
Три органа правительства - законодательный, исполнительный и судебный - выполняют три основные функции: законотворчество, правоприменение и судебное разбирательство. Это тройное разделение правительственных функций общепризнанно считается лучшим способом организации правительства. Эти три функции взаимосвязаны и взаимозависимы. Но они выполняются тремя разными органами.
Центральная идея теории разделения властей.
Теория разделения властей гласит, что три органа власти должны быть отделены и независимы друг от друга. Любая комбинация этих трех функций в один или два органа вредна и опасна для свободы личности. Разделение полномочий трех органов имеет важное значение для эффективности правительства и свободы народа.
Правительство может работать системно и эффективно только тогда, когда каждый из его органов осуществляет свои собственные полномочия и функции. Точно так же свобода людей может быть защищена только тогда, когда в руках одного или двух органов нет концентрации или сочетания трех правительственных полномочий. Теория разделения властей гласит, что для ограничения правительства, что необходимо для защиты свободы народа, три функции правительства должны быть разделены и выполняться тремя отдельными органами.
Значение разделения полномочий.
Проще говоря, теория разделения властей отстаивает необходимость использования трех полномочий правительства тремя отдельными органами. Законодательный орган должен использовать только законотворческие полномочия, исполнительный орган должен выполнять только правоохранительные функции, а судебный орган должен выполнять только судебные / судебные функции. Их полномочия и обязанности должны быть четко определены и разграничены. Это важно для обеспечения свободы людей.
Разделение властей: взгляды Монтескье.
В своей книге «Дух законов» (1748) Монтескье изложил и объяснил свою теорию разделения властей. Он написал,
(1) Если законодательные и исполнительные полномочия объединены в одном органе, свобода людей подвергается опасности, потому что это приводит к тираническому осуществлению этих двух полномочий.
(2) Если судебные и законодательные полномочия объединены в одном и том же органе, толкование законов становится бессмысленным, поскольку в этом случае законодатель также выступает в роли толкователя закона и никогда не принимает ошибок своих законов.
(3) Если судебная власть объединяется с исполнительной властью и передается одному человеку или одному органу, отправление правосудия становится бессмысленным и ошибочным, поскольку тогда полиция (исполнительная власть) становится судьей (судебной властью).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики советской и современной российской государственности / Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко -- М., 2004.- С. 320.-323.
2. Голубок С.А. Конституционное право России: учебник. - М.: ИД РИОР, 2012.
3. Горобец В.Д. Доктрина разделения властей и права человека // Журнал российского права, 2015.
4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Глава IX. Право в системе социальных норм. Правосознание и его роль в общественной жизни.
5. Клименко А., Румынина В. Обществознание. Раздел VIII. ПРАВО.
6. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М. 1911. (С 169-170).
7. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и таблицах. (2011 год)
8. Малько А.В. Теория государства и права. Элементарный курс. (2012)