Фрагмент для ознакомления
2
Требования к поставщикам и методы их выбора
Выделим основные цели по совершенствованию выбора поставщиков.
Целью выбора поставщиков является следующее:
• – обеспечение поступление информации от поставщиков для последовательной сравнительной оценки предложений и заявленных требований;
• - анализ и изучение всей представленной информации;
• – выбор поставщиков.
Запрос на информацию, заявку, ценовое предложение, оферту или стоимость, каждый из которых служит различным целям, должен быть однозначным, чтобы гарантировать, что информация, полученная в ответ на конкретный тип запроса, удовлетворяет потребности заказчиков и соответствует действующим законодательным и нормативным требованиям. Запрос должен включать в себя полное описание предоставляемых документов, таких как содержание, формат, качество и количество этих документов, а также их цели и срок, к которому они должны быть представлены. Когда запрашиваются предложения, представляемая документация должна содержать достаточную информацию для выбора поставщика.
Оценка предложений каждого поставщика должна осуществляться в соответствии с выбранными критериями оценки. Окончательный выбор должен быть сделан в пользу наиболее подходящего и выгодного предложения с точки зрения выбранного оценочного критерия.
Приведем методы выбора поставщика. В логистике для оценки и выбора поставщиков используются преимущественно два метода: балльный метод и метод попарных сравнений. Их отличие в сложности и степени субъективности оценки.
В основе балльного метода (см. таблицу 1) лежит оценка каждого поставщика по балльной шкале. Весомость каждого фактора определяется менеджером, выбирающим поставщика.
Таблица 1. Выбор поставщика балльным методом
Наименование фактора Весомость фактора Поставщик 1 Поставщик 2 Поставщик 3 Поставщик 4 Поставщик 5
Фактор 1 0,4 1 2 3 4 5
Фактор 2 0,05 2 3 4 5 1
Фактор 3 0,1 3 4 5 1 2
Фактор 4 0,1 4 5 1 2 3
Фактор 5 0,15 5 1 2 3 4
Фактор 6 0,2 1 2 3 4 5
Рейтинг 1 2,15 2,4 2,9 3,4 4,15
Рейтинг поставщика рассчитывается как общая сумма произведений оценки поставщика по каждому фактору на весомость этого фактора. Так, в нашем примере расчет по первому поставщику выглядит следующим образом:
Рейтинг поставщика 1 = (1 х 0,40) + (2 х 0,05) + (3 x 0,10) + (4 x 0,10) + (5 x 0,15) + (1 x 0,20) = 2,15.
Минусом данного метода является высокая степень субъективности оценки, особенно в определении весомости фактора. Этот недостаток можно в значительной степени исправить, используя метод попарных сравнений. У него существует множество модификаций, мы выделим две.
Критерии выбора поставщика
Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании следующих основных критериев:
цена продукции;
качество продукции;
опыт работы компании на рынке;
качество обслуживания покупателей;
надежность поставок, в том числе соблюдение графика поставок;
географическое расположение поставщика;
финансовая стабильность и финансовые условия;
конкурентные преимущества, а также лидерство на рынке конкретной продукции;
соответствие поставок логистической стратегии компании;
уровень затрат на доставку и хранение товара;
возможность длительного партнерства в бизнесе;
готовность к поставке;
Показать больше