Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития лингводидактики усилено внимание к тексту как эффективному средству коммуникации, так как он является основным средством формирования коммуникативных умений и навыков.
Анализируя тексты разных стилей, типов, жанров речи, их содержание, структуру и языковые средства, коммуниканты дифференцируют его коммуникативные качества (роль в общении), стилистическую принадлежность и функции языковых единиц, а следовательно, формируют и совершенствуют свою языковую и речевую компетенции. Анализ структурно-смыслового единства текста, языковых средств связи между его отдельными предложениями являются основой качественных, коммуникативно значимых собственных высказываний. Ведь именно высказывания представляет связную речь и обеспечивает общение. В монологах, диалогах, полилогах можно продемонстрировать содержание и структуру общения, совершенствовать вербальные и невербальные средства речи, соответствие их целям, условиям ситуации. Анализ совершенных, высокохудожественных образцов словесного творчества положительно влияет на процесс продуцирования высказываний, развитие речевой культуры в различных ситуациях, воспитывает эстетические вкусы, ответственность за свои речевые поступки.
Таким образом, цель данной работы – выяснить роль текста как средства коммуникации.
1. Виды текстовой коммуникации
Одним из основных объектов исследования в языкознании конца ХХ начала ХХІ века стал текст. Это обусловлено не только социальными потребностями, но и логикой развития самой науки. В ходе исторического развития лингвистического знания, текст и его составляющие компоненты неоднократно исследовались. Среди общенаучных концепций можно выделить логический подход, в котором на первый план выдвигалось описание общих закономерностей человеческой речи. В лингвистике сформировался иной подход, психологический. Важной особенностью этого подхода было включение в изучение участников коммуникации. Впоследствии представители психологического направления поняли, что многие явления речи невозможно объяснить атомистическим подходом к ее описанию и стремились ввести в науку элементы системного анализа.
Анализ результатов, которые получило языкознание на рубеже ХХ-ХХІ вв., дает возможность сделать вывод, что изучение языка как замкнутой самодостаточной системы не может быть исчерпывающим без учета описания механизма функционирования языка в процессе коммуникации. Появление новой когнитивно-дискурсной парадигмы дало возможность изучать язык во взаимосвязи со средой, внутри которой он функционирует, поскольку исследование объекта как системы в методологическом плане является неотъемлемым от анализа внешней среды [8, с. 103].
Целый ряд задач тесно связан с разработкой коммуникативного подхода к языку, изучению и функционированию его в процессах межличностной, массовой, машинной коммуникации. Решающее значение при таком анализе приобретает человеческий фактор – изучение взаимодействия текста с личностью коммуниканта в конкретных условиях общения.
Текст является законченным сообщением, которое отражено в вербальной форме. Именно изучение текста, его семантики, процессов его создания и восприятия, его свойств, связанных с функционированием в конкретном акте коммуникации, приобрело важное теоретическое и практическое значение.
В настоящее время существует множество различных видов информации и различных способов и технических средств ее передачи. Самой распространенной формой передачи информации является вербальная форма, которая существует в виде устного или письменного дискурса. Процессы передачи информации получили название коммуникации, а совокупность средств, предусмотренных для этой цели, называются средствами, системами коммуникации.
Вербальная форма передачи информации осуществляется в виде текстов. Текст является универсальным средством, которое может использоваться в системах различных видов коммуникации, в том числе художественный 11, с. 76.
Использование коммуникативного подхода при анализе художественного текста связано с объективной закономерностью развития науки о языке, которое заключается в формировании теоретических концепций, стремящихся к воссозданию конкретной, реальной
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] /О.С. Ахманова. – М.: Наука, 1996. – 608с.
2. Белянин, В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста Текст: монография /В.П. Белянин. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. – 123 с.
3. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистических исследований [Текст] /И.Р. Гальперин. – М.: Наука, 1981. – 139 с.
4. Жинкин, Н.И. Сенсорная абстракция Текст /Н.И. Жинкин // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. - 1998. - №4. – С. 23-29.
5. Звегинцев, В.А. О цельнооформленности единиц текста Текст / В.А. Звегинцев // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. – 1980. - Т.31. - №1. – С. 45-49.
6. Ильин, И.П. Между структурой и читателем Текст /И.П. Ильин //Теории, школы, концепции. Художественная рецепция и герменевтика/Под ред. Ю.Б. Борева. – М., 1995. – С.134-168.
7. Конецкая, В.П. Социология коммуникации Текст: учебник / В.П. Конецкая. – М: Международный университет бизнеса и управления, 2011. – 304с.
8. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст]: монография /А.А. Леонтьев. – М: Наука, 2001. – 447с.
9. Лузина, Л.Г. Распределение информации в тексте (когнестивный и прагмастилистический аспекты) [Текст] / Л.Г. Лузина. – М.: РАН, Ин-т научной инф., 1996. – 146с.
10. Москальская, О.И. Грамматика текста Текст: монография / И.О. Москальская. – М.: Высшая школа, 1981. – 183 с.
11. Филлипов, К.А. Лингвистика текста и проблемы анализа устной речи [Текст]: монография / К.А. Филлипов. – СПб: Речь, 1999. – 96 с.