Фрагмент для ознакомления
2
1. Театрализованный концерт как особый жанр современного массового искусства.
Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем. Театрализованный концерт всегда тематический. Бывает в 1-м или 2-х отделениях с антрактом (используется закон времени – влияние концерта на внимание и утомляемость зрителя). Максимальное время концерта в одно отделение 1 час 10 мин. – 1 час 30 мин, концерт в 2-х отделениях делится на 1 час – 1 час 10 минут, 2-е 55 мин – час
Помещениями для концертов могут быть:
- театр
-концертный зал
- гостиница
- зеленая зона города
- филармония
- капелла
Особенности театрализованного концерта
Сценарий концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены), создающих единый образ представления, причем номера, как правило, объединены в художественно – смысловые блоки (поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль). Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим количество номеров не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Четкой идейной выразительности и художественной образности, можно добиться театрализацией номеров. Как правило, театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером (массовым). Требования к номерам: лаконизм, злободневность, яркость формы. В ТК используется метод театрализации и выразительные средства театра. Особенностью ТК является разновозрастная аудитория, в которой могут соединяться взрослые и дети, или только определенный возраст детей. Поэтому важно учитывать адресность Вашей программы.
Номер – это завершенное отдельное произведение, построенное по законам драматургии, включает в себя выступления одного или нескольких исполнителей.
Эстрадный номер – доступен для восприятия зрителям, отличается краткостью и лаконичностью.
Момент развлекательного отдыха, оригинальности, легкости.
Концертная программа – это последовательное чередование номеров в определенном порядке.
Существуют определенные закономерности при составлении концертных программ:
1. Разнообразие номеров.
2. Сопряженность номеров, гармоничность сочетания.
3. Контрастность, переключение внимания с одного на другое.
Виды концертных программ:
1) Классический концерт
2) Тематический концерт (новогодний, юбилейный, гала – концерт, на открытии и закрытии фестиваля и т.п.)
3) Театрализованный концерт
4) Моно – концерт
Театрализованный концерт подразумевает тесную связь между артистом и зрителем. Основной партнер для артиста – зритель (публика). Подразумевается диалог между сценой и залом. Главное в театрализованном концерте - сделать зал своим союзником
2. Понятие о композиции. Композиционное построение действия в массовом празднике.
Композиционное построение сценария предоставляется в том случае, если представление не имеет явной сюжетной линии. Композиция - строение, соотношение, взаимное расположение частей. В композиции театрализованного представления определяются:
- Экспозиция - введение в тему. В широком плане - оформление фойе, встреча гостей, какие-либо действия до начала представления, музыка. В узком смысле - оформление сцены, первые слова ведущих, посвящающих в курс дела. Задача экспозиции - психологически и эмоционально подготовить зрителя к восприятию зрелищной части мероприятия
- Завязка - элемент композиционной основы сценария, следует за экспозицией и является точкой начала конфликта. А так же момент включения зрителя в игровой образный ход действия.
- Развитие действия - перипетии - процесс перехода сценического действия от одного качественного состояния к новому качественному состоянию (от простого к сложному, от низшего к высшему, от медленного к более динамичному). Развитие действия характеризуется темпо - ритмом. В результате композиционно-цельного развития действия и активности участников праздника, театрализованного представления создается целостное эмоциональное впечатление о смысле события.
- Кульминация (лат. culmen, culnunis- вершина) - точка высшего напряжения, подъема, развития чего-либо. Структурный элемент сюжета художественного произведения, момент наивысшего напряжения и развития сквозного действия спектакля, театрализованного представления, праздника, максимально обостряющий художественный конфликт.
- Развязка - разрешение главного противоречия, конфликта.
- Финал - завершение, конец, заключительная часть чего-либо. В музыке - заключительная сцена оперы, оперетты, балета или отдельного их акта. В клубной драматургии - заключительная часть праздника, театрализованного представления, концерта, на этом этапе разрешается режиссерская сверхзадача.
Разбор композиционного ряда предполагает эпизодное построение сценария. В каждом из элементов композиции указывается название эпизода. В развитии действия указываются эпизоды, следующие за эпизодами указанными в завязке до эпизода указанного в кульминации.
В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку.
Следующая часть композиций - основное действие, т.е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям:
1) Строгая логичность построения темы.
2) Нарастание действия.
3) Законченность каждого отдельного эпизода.
4) Конкретность построения.
Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. к наивысшей точки в развитии действия.
3. Понятие о конфликте как основе сценического действия.
Сценический конфликт-один. Режиссер воплощает сценический конфликт в поступки персонажей. В зависимости от сверхзадачи, режиссер будет менять конфликт в ту или иную сторону.
Текст один, а постановки разные.
Виды: Герой-герой, герой-среда, герой-зрительный зал.
Изображение конфликта - это способ раскрытия того или иного социального противоречия, на конкретном примере борьбы. Оставаясь типическим, конфликт между тем персонифицирован в конкретных героях, «очеловечен». Конфликт имеет две стороны - объективную, по происхождению, отражающий объективность в обществе, и субъективную- отражение в поведении и характерах героев.
Конфликт - столкновение, борьба идей. Воплощается через сюжет. Сам воплощается в сюжете через организацию событийного ряда. Преломляется и трансформируется в судьбах героев. (В основе конфликта лежит нарушение, которое не может сохраняться в качестве нарушения, а должно быть изменено). Особенности сценического конфликта:
1) Имеет временные рамки, всегда интенсивно.
2) Изменение интриги на глазах, видно невооруженным глазом
3) Герои всегда инициативны, совершают много ошибок.
Конфликт многослоен. 1) Видимый слой-внешний, 2) Идеи и убеждения, нравственное начало. 3). Социальные корни – твоё место, твоя жизнь. 4). Национально-религиозные корни, патологические составляющие: профессия, религия и т.д.
Сценическое воплощение конфликта. Сценический конфликт интересен, он должен составлять действия и контрдействия, решать нравственные проблемы. Воплощение должно дать нравственную оценку. В нём участвуют минимум две силы:
герой – герой,
герой – среда,
среда – среда,
герой – экран,
герой – зрительный зал.
Воплощается сценический конфликт через мезансцену, это - основа. Второе - через музыкальные и световые темы. Третье - через художественно-декоративное решение. Четвёртое - через пластику и ритмику. Пятое - детали и предметы.
4. Номер – основа концертной программы. Виды и жанры номеров.
Всякая классификация в искусстве неполна, и поэтому можно выделить здесь видовые и жанровые группы, ориентируясь лишь на номера часто встречающиеся в сценариях театрализованных представлений.
К первой видовой группе следует отнести разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные, пластико-хореографические, смешанные, “оригинальные” номера. Групп может быть и больше, названия их могут быть более точными, но сущность деления от этого не изменится. А без видовых признаков невозможно установить и жанровых особенностей.
Жанры видовой группы разговорных номеров: сценка, интермедия, парны конферанс, буриме.
Жанры музыкальных номеров: концертный музыкальный номер, частушка, музыкальный фельетон, куплетный номер.
Жанры пластико-хореографических номеров: пантомима и пластический этюд.
Жанры видовой группы “оригинальных номеров”: эксцентрика, фокусы, буффонада, игра на необычных музыкальных инструментах, звукоподражание, лубок, тантаморески и т.д.
Вовлечение зрителей в непосредственное действие театрализованного представления - одна из специфических особенностей этого рода искусства.
Поэтому именно здесь имеет большое распространение игровой номер в его различных жанровых формах (относящийся либо к смешанным, либо к “оригинальным” номерам).
Довольно распространенным и драматургически полно разработанным номером в сценарии театрализованного представления является сценка. Во французском языке этому понятию соответствуют термины этюд, кроки, в английском - скетч.
Эстрадный диалог - еще более условен, чем сценка. Место действия и предлагаемые обстоятельства, как правило, реально идущий концерт. Отличительной особенностью является насыщенность текста репризами.
Интермедия - жанр из группы разговорных номеров. Интермедии - это небольшие комические сценки, исполняемые между действиями драматического произведения.
Часто программу театрализованного представления “цементируют” ведущие - как правило, два конферансье одновременно. Это - парный конферанс, следующий из рассматриваемых жанров разговорных номеров.
Еще один жанр разговорного номера - монолог; к этому жанру можно подключить и лирическое стихотворение.
Следующий из рассматриваемых жанров разговорного номера - буриме. Это стихотворная игра, при которой исполнитель сочиняет стихи на заданные зрителями рифмы. Как номер в сценарии театрализованного представления буриме встречается сравнительно редко.
Миниатюра - небольшое юмористическое, сатирическое, пар
Показать больше